Ирина КАЛИНОВА
Выставку киевского художника Валерия Литовченко «И улыбка пусть коснется ваших глаз» проходит в столичной галерее «Образ». Его композиции — своеобразные тесты, способные выявить разный диапазон улыбки в тончайших нюансах: от грустной до переходящей в заразительный смех.
Определимся сразу — это не экспозиция карикатур. Хотя Литовченко не один год снабжал отечественную прессу своими маленькими шедеврами на злобу дня (даже работал художественным редактором популярного в народе сатирическо-юмористического журнала «Перець»), принимал участие не в одном всеукраинском и международном конкурсе карикатур, устраивал выставки в Украине и за рубежом. Представленные на сей раз на суд зрителей произведения сам автор называет веселыми картинками. И от карикатур они отличаются не только форматом, но еще и тем, что не насмехаются, не клеймят, не обличают, а просто констатируют факт — как правило, отмеченный элементами фантастики.
Взять прямо-таки хитовый сюжет «Пьяные воробьи». Птички птичками, но ситуация вполне из жизни людей (пусть и не замечательных). Да и подсмотрел ее художник, наблюдая за соседом по дому — преданным фанатом пива: невысокий, с заметным, как и положено, животиком, с вечно всклокоченной прической — ни дать ни взять, уморительный воробышек подшофе. Кстати, композиция пользовалась неизменной популярностью и в Чехии, где в течение нескольких лет творил Литовченко. И неудивительно, ведь эта страна — одна из законодательниц мод в разработке хмельного пенистого напитка.
В представленных в экспозиции листах поражает фантазия художника и его умение собрать из абсолютно реальных фрагментов сказочную историю. Так, разглядел в особенностях строения панциря черепахи… шахматную доску. И засадил за сложную партию джентльмена и шута: времени на игру вдоволь — пока одно из самых медлительных животных на земле доберется до пункта назначения («Хожу так!»). Или же «Пират на пенсии»: стареющий гроза морей ностальгически запускает кораблик с живыми мини-собратьями в своей бороде, мерно переходящей в бушующие волны…
Впрочем, пересказывать красивые, наполненные смыслом рисунки — штука неблагодарная. Тут уж и правда, лучше раз увидеть, чем 100 раз услышать. А ведь за всей шаржированностью образов, непропорциональностью фигур — изобразительные приемы, характерные для такого вида изобразительного искусства, — видна Школа рисунка, живописи (тут — акварелью).