UA / RU
Поддержать ZN.ua

Спаси и сохрани! Минкульт ложится под «бульдозер»?

Культурно-коммунальные скандалы (о которых сообщаем уж в третьем номере подряд), похоже, растревожили небожителей...

Автор: Олег Вергелис

Культурно-коммунальные скандалы (о которых сообщаем уж в третьем номере подряд), похоже, растревожили небожителей. Виктор Янукович дал жесткую установку Николаю Азарову: «Разобраться!» А Валентина Семенюк вместе со своим Фондом госимущества должна подготовить «рекомендации» для местных госадминистраций относительно теперь уж одиозной статьи №118 Закона Украины «О государственном бюджете на 2007 год». Той самой статьи, которая и поставила на уши интеллигенцию. Поскольку, напомним, пополнение местных бюджетов за счет пересмотра на конкурсной основе аренды помещений коммунальной собственности вылезло боком художникам, артистам, многим другим творцам — тем, кто в любой момент может остаться без крыши над головой: без мастерских, общежитий, театральных центров. Только помогут ли одни «рекомендации»?

Тем более что в «датском королевстве» реалити-шоу «Мышеловка» имеет высокие рейтинги. А «люди и мыши» (почти по Стейнбеку) лишаются уже не только сыра, но даже «капканов». Поскольку и на «мышеловки», расположенные в историческом центре, готов наехать рейдерский бульдозер. Уж больно вид из окна замечательный!

В продолжение коммунально-культурного «сериала» на страницах «ЗН» (материалы «Пошли вон!» № 24 и «Культура идет на бойкот?» № 25) — новые сюжеты из городских будней. Намедни против коммунально-депутатских аппетитов взбунтовались танцоры, бандуристы, хористы. Полку, как говорится, прибыло. Для ансамбля Вирского последней каплей стала тяжба вокруг 14 комнат общежития: районные власти пока «гальмують» договор об аренде помещения. Так что «танцам со звездами» вскоре быть — только где? Может, на Окружной?

Похожие проблемы и у Национальной капеллы бандуристов, и у хора имени Григория Веревки… И много еще у кого.

В последнее время все чаще слышны возгласы «духовиков» (представителей духовности то есть): украдите нас, наконец, у местных властей — и согрейте в объятиях государственных, хотя бы под сводом Минкульта! Но и Минкульт не резиновый. И вообще «так жить нельзя». А как можно?

В том числе и об этом разговор с министром культуры и туризма Украины Юрием БОГУЦКИМ, который, судя по всему, проникся резонансной темой и даже готов «идти на Вы». Что ж, в добрый путь, как говорится…

«Многое зависит от местных князьков»

— Юрий Петрович, а как можно было дойти до жизни такой, чтоб злополучная 118-я статья поставила под удар интеллигенцию?

— Здесь, как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда... Возможно, если бы парламент вовремя подключился, то внесли бы и соответствующие дополнения в эту статью.

— А разве, когда парламент «был» и «бузил», этого нельзя было сделать?

— Безусловно, можно. Тем более что дополнение существенное. В том пункте статьи закона, который касается наполнения местных бюджетов за счет пересмотра аренды помещений коммунальной собственности, должно быть важнейшее примечание: …кроме детских учреждений, кроме культурных институций. То есть кроме тех, кто в первую очередь не защищен.

— То есть получается история «без запятой»: казнить нельзя помиловать?

— Так и получилось. И воспользовались подобной ситуацией люди бескультурные, безнравственные. Попросту меркантильные. Поверьте, похожие истории ведь не только в Киеве, но и в других городах. На недавнем заседании правительства я обратился к премьер-министру с просьбой отстоять интересы творческих союзов и культурных институций в той ситуации, которая сложилась вокруг их имущества.

— Хорошо, что вы обратились к премьеру. Но он в полной мере осведомлен по этой теме?

— Да, он осведомлен. И дал поручение Николаю Азарову искать пути выхода из ситуации.

— Но какой реальный механизм решения проблем? Ждать 30 сентября? Или же без надежды надеяться на то, что до этой «красной даты» то или иное поручение будет выполнено и кто-то (а вдруг!) станет внимать «рекомендациям» Фонда госимущества?

— Механизм именно в том и состоит, чтобы поручения и рекомендации не игнорировались, не висли в воздухе, а исполнялись. И в столице, и на местах. В свою очередь даны соответствующие поручения местным администрациям, чтобы остановить беспредел.

Я не идеалист. И прекрасно понимаю, что не все просто. Особенно в наших нынешних политреалиях. К тому же многое зависит от «местных князьков». Ведь руководители на местах иногда действуют так, вроде бы до них и после них культуры не было, не будет и даже не предвидится. Проблемы эти в равной степени касаются как культурной сферы, так и спортивной. Потому что уже изгоняют детей из спортивных залов, захватывая все.

— Уж до библиотек, до больниц, добираются. Если не добрались еще.

— Множество договоренностей по аренде, которые были составлены до 1 января 2007 года, вдруг стали активно пересматриваться — причем вовсю! «Новая братия» мгновенно воспользовалась зазором в 118-й статье…

— Но, может, та статья и составлялась с таким «дальним» прицелом? И может, надо искать тех, кому было выгодно пропустить документ с вопиющим юридическим «зазором»?

— Не думаю, что кто-то это делал специально. Скорее, просто не подумали о последствиях. И все же, надеюсь, процесс удастся остановить. Повторюсь, есть поручение премьера — и Фонду госимущества, и Министерству регионального развития, и Минфину, и Министерству по вопросам семьи, молодежи и спорта. И Минюсту, и нашему министерству, и городским, и региональным администрациям. Дана жесткая установка проанализировать практику использования той самой статьи. В случае обнаружения фактов нарушений это уже будет в подробностях рассматриваться на заседании межведомственной комиссии по вопросам противодействия противоправному поглощению и захвату предприятий.

— Так эти факты и так налицо. Хоть сейчас — на «разборы полетов».

— На днях у меня был трудный разговор с руководством столицы... В общем, там предложили составить список тех институций, которые «не нужно трогать». Только у меня иная позиция: трогать вообще никого не нужно, если человек честно работает и если сфера его деятельности — культура, искусство. Субаренда, аренда — да, есть отдельные случаи юридической несогласованности в этих сферах. Но это случаи. И не должно быть повальной практики «культурного» рейдерства.

— А будет ли, на ваш взгляд, впоследствии учтена «недоработка» по «роковой» статье уже в недалеком будущем? И не наступят ли опять на одни и те же грабли?

— Думаю, учтут. Это не может остаться незамеченным! В принципе отраслевые министерства чаще всего смотрят на свои статьи расходов. А вот за счет чего эти статьи наполняются?.. Это вопрос отдельный и серьезный. Несомненно, его нужно тщательно учитывать.

«Новая генерация политиков-бизнесменов — это терминаторы»

— Еще в начале года вы могли предположить, что начнется подобное «коммунальное» землетрясение — с рейдерами и бессовестными депутатами?

— Подобное не мерещилось. Но я думаю, что многие беды в основном исходят «снизу» — на местном уровне. Нужно кому-нибудь помещение — ага, давай «опираться на закон». И — вперед! В то же время вы прекрасно понимаете, какие депутаты и по каким спискам проходят в разные местные советы. Многим из них совершенно безразличны партийные интересы, а вот цель очевидна: прийти и взять то, что не там лежит. Уже не важно, куда прийти — в галерею или в мастерскую… У меня, к сожалению, в последнее время достаточно тревожное восприятие некой «новой генерации» политиков-бизнесменов. Вроде бы внешне все прекрасно и все они замечательные — культурные, аккуратные. Но внутренне… Это уже какие-то люди-терминаторы. Очевидная мутация. Что в Киевсовете, что в иных советах. Цинизм — главная «руководящая и направляющая» сила этой новоявленной «элиты». Причем это цинизм изысканный, доходящий до абсолюта.

— Надо полагать, для таких уж точно не писаны законы. И что ж после этого говорить о «рекомендациях»? Может, к методам ручного управления возвращаться?

— В некоторых случаях, возможно, и об этом стоило бы подумать... Если ситуация столь серьезна — в масштабах страны.

— Что с Центром Курбаса? Сохранят они свое помещение на Владимирской или посоветуете паковать чемоданы?

— Могу с полной уверенностью сказать: ситуация на нашей стороне. И юридически, и морально. Поскольку государство больше всего вложило средств в этот центр, нежели балансная стоимость здания, которое сегодня в городской коммунальной собственности.

— А город может передать здание в государственную собственность?

— Мы ведем переписку с городскими властями, чтобы все национальные учреждения культуры были переданы в государственную собственность. Что и произошло уже в первом полугодии с Национальным театром имени Леси Украинки.

— А с театром имени Франко подобное произойдет?

— Полагаю, и с театром Франко, и с Национальной филармонией, и с Национальной оперой, и с «Киевской камератой» вопрос будет решен.

— Вы, должно быть, заметили, что нынче многие культурники с мольбой «Спаси и сохрани!» хотят прильнуть под крыло Минкульта, дистанцировавшись от огней большого города. Во всяком случае, на эту тему разговаривал с руководителями нескольких киевских театров, и некоторые очень бы хотели излить вам свою печаль, найдя не только моральную поддержку.

— Но есть в мире определенные тенденции... И это тенденции децентрализации. Раньше в подчинении Минкульта было около 1000 учреждений культуры и искусств. Теперь же — лишь 131 учреждение.

— И на большее вы не согласны? Или не потянете?

— Это нереально. С другой стороны, многие полномочия сегодня отдаются регионам — в области, районы. Некоторое время назад, если помните, стремились «отдалиться» от центра. Сегодня — обратный процесс. Кажется, совсем недавно, когда я тоже работал в министерстве, этих проблем вроде не возникало. Многие пытались избежать нашей опеки. И губернаторы действительно активно заботились о местных очагах культуры. Сегодня же, мне кажется, такой интерес угас. К тому же общая ситуация в стране предполагает «перегибы на местах». В мутной воде всегда легко выудить рыбу. Очевидный политический раздрай — не на руку культуре. На днях читал работы Олега Ольжича, 8 июля исполняется 100 лет со дня его рождения, и еще раз нашел подтверждение тому, что никогда разобщенность в стране не будет благом для общества. В частности, говорю о его работе «Руина», где Ольжич анализирует длительный исторический период, вплоть до раскола ОУН, когда в Кракове Бандера собрал своих сторонников, и уже потом возникли мельниковцы и бандеровцы.

Это не притянутый пример. Это лишь подтверждение того, что в ситуации общественной и политической разобщенности — того, что мы нынче имеем, — трудно, а то и невозможно решать многие серьезные, глобальные проблемы.

— Но ведь еще в 1992 году издавались отраслевые законы по культуре, которые, казалось бы, и теперь никто не отменял. Неужели в этих документах нет нужных для культуры «страховок»?

— Да, принимались эти законы — о музейном деле, о библиотеках… И они не потеряли свою силу. Но скажите, а разве сегодня не нарушается Конституция?..

«В течение месяца «культрейдерство» попытаемся остановить»

— В Киеве все активнее идут разговоры о том, будто бы на очереди «прикрытие» доброго десятка библиотек.

— Я же не самоубийца! Такого не может быть. О библиотеках, которые подчинены Минкульту, и речи быть не может! Они должны только развиваться!

— А печерская библиотека на улице Кудри? Там-то что происходит?

— Насколько мне известно, их переселяют — в подвал… И опять-таки это местный уровень. И повлиять на это порою просто нереально.

— Ну а какие сегодня отношения между Минкультом и Киевским управлением культуры? Насколько эти сосуды сообщаются?

— Киевское управление культуры несколько автономно. Да, у нас есть контакты. Но постоянных партнерских и деловых отношений — этого, к сожалению, нет.

— А почему этого нет? Управление разве удельное княжество? Должна же быть общая стратегия в разрешении хотя бы этих последних проблем — здания, изгнания, помещения, мастерские?

— Очень хочется, чтобы некоторые руководители попросту понимали проблемы культуры… Или хотя бы вникали в них. Ведь не дело чиновника «реорганизовывать», ломать, навязывать... Если это театральный организм, то он должен самоорганизовываться, а не развиваться по указке сверху. И ни в коем случае не стоит вмешиваться, скажем, в репертуарную политику…

— Вы полагаете, все думают так радостно? Я, например, сначала был смущен, а затем потрясен, когда киевские культурные управители указующим перстом «не рекомендовали» ставить в столичном театре инсценировку Драйзера («Дженни Герхардт»). Что-то подобное можно представить где-либо? Так и хотелось американскому послу нажаловаться на «гонения» создателя «Американской трагедии».

— Репертуар — проблема только и только театра.

— Но, похоже, есть и еще одна проблема: «личность» в местной «истории». Оба ключевых слова берем в кавычки.

— Если вкратце, то, конечно, лучше, чтобы некоторые личности не вмешивались в творческую жизнь, а занимались своими прямыми служебными обязанностями.

— А как Минкульт сосуществует с культурным сегментом секретариата президента?

— Нормально. Плодотворно даже. Есть взаимопонимание и с Советом по вопросам культуры и духовности, которым руководит Мыкола Жулинский. И с творческими союзами находим общий язык. Во всяком случае, есть понимание того, чем может помочь Минкульт, а чем не может.

— Но можно ли сегодня говорить хотя бы об условной черте, которая будет подведена под текущим «культрейдерством» — и если да, то когда?

— В течение максимум месяца, полагаю, попытаемся это остановить.

— Свежо предание, Юрий Петрович…

— То, что возник такой резонанс, то, что некоторые депутаты очнулись, и то, что эти вопросы всерьез волнуют президента, премьера, — это и дает основание на такое предположение.

— А тем временем на улице Институтской, 3, недалеко от президента, кстати, уж вовсю готовы к «перестройке», которая, должно быть, поглотит надежды и Художественного музея, и Музея истории Киева найти дополнительные территории…

— Мы встречались с руководством города. Именно по этому вопросу обсуждали разработку инвестиционного проекта. Тот долгострой, который сегодня на Институтской, действительно требует определенного анализа. Нужно понять: разрушать его и строить по новой или же можно использовать старые стены? Вот и ищем вариант, чтобы и Музей истории Киева нашел себе место, и Художественный музей не оказался ущемленным, и инвестор что-то заработал.

— Коль говорим о центре столицы — совсем рядом и «долгострой» театра имени Франко, так называемая малая сцена, на которую неизвестно когда выйдут артисты. Это чья проблема — минкультовская или исключительно театра?

— Это общая проблема. Поскольку государственные средства. И, по моим сведениям, нужно еще около пяти миллионов, чтобы довести строительство до завершения. И прежде средства выделялись, но незначительные. Так что объект предстоит достроить.

— А как быть с художественными мастерскими? Художников-то утешите?

— Есть мастерские, которые являются собственностью Союза художников, — там ситуация поспокойнее. А есть та самая коммунальная собственность, которую арендуют художники. И здесь снова проблема со 118-й статьей. В Печерском районе г-н Коваленко взял на учет помещения, которые использовались под мастерские, и в свое время там был наведен порядок. Ныне и этот порядок, увы, нарушен…

— Помимо коммунальных перипетий, какие минусы, а какие плюсы можно ставить в зачетку Минкульту — хотя бы за истекшие полгода?

— Если о минусах, то в первую очередь это проблема поддержки культурных проектов. Здесь всегда спорный вопрос: кого поддержать, как не обидеть, как угадать? Поэтому решили разработать номинации грантов. А под систему раздачи грантов нужно создать серьезный экспертный совет. Чем и будем заниматься.

Хотим оставить за Минкультом проведение важных государственных мероприятий, тех акций, которые уже имеют серьезную историю. А все остальное — только конкурсная основа. Уже в 2008 году предполагаем активней стимулировать и развитие продюсерского кино. Чтобы не было никакого тотального госзаказа, а была поддержка и определенное финансовое дополнение. Не должен Минкульт выступать одновременно в роли эксперта, заказчика, потребителя. А если о плюсах… То все-таки удается стопроцентно финансировать культурную отрасль. В 2007-м расходы на культуру из госбюджета составляют более 811 млн. гривен. На сегодняшний день финансирование отрасли, как я уже сказал, осуществляется на 100 процентов, без задержек — это впервые за последние годы.

— Хотите сказать, что уже никто за вами не бегает, не плачет и денег не просит?

— Пожалуй, можно и так сказать. Вот перед вами был у меня Роман Балаян, он снимает новый фильм при нашей поддержке. Я спрашиваю: «Роман Гургенович, как с финансированием?» — «Все нормально. Как никогда». Значит, уже хорошо. И, безусловно, важнейший плюс — наш Национальный отчет о культурной политке Украины, который успешно презентовали в мае Совету Европы в Страсбурге.

— Изучив этот отчет, они там, в Европе, напоследок чего-нибудь вам пожелали-посоветовали?

— Главное пожелание — развитие негосударственных культурных институций. И еще пожелали уделять больше внимания современному искусству. Но в этом плане, кстати, Украина была достойно представлена на биеннале в Венеции. Плюс также — более активная работа с меценатами. Как пример — Меморандум о сотрудничестве, подписанный нашим министерством и ЗАТ «Планета-буд», сотрудничество с артцентром Виктора Пинчука.

— Напоследок уж совсем о прекрасном — о ваших непосредственных культурных впечатлениях последнего времени: что, где, кто, когда?

— Ярких впечатлений немало. Например, балет «Мастер и Маргарита» в Национальной опере. Это оригинальная работа, которая, уверен, будет притягивать зрителя. С интересом слежу и за поисками «Киев Модерн балета»: Раду Поклитару интереснейшая творческая личность. Любопытен спектакль Кшиштофа Занусси в Национальном театре имени Ивана Франко «Маленькие супружеские преступления»: я принял эту работу и полагаю, что она будет со временем только набирать в художественном весе. Кстати, Занусси, с которым мы знакомы лет пять, загорелся идеей снять в Украине художественный фильм — это тоже было бы для нас важно и интересно. Стараюсь не пропускать премьеры в Национальном театре имени Леси Украинки…

— А на окраины-то когда-нибудь попадаете или искусство — только в центре?

— При первой же возможности. Посетил Николаевский театр, который особо мне близок. Недавно был у донетчан на спектакле по мотивам повести Ольги Кобылянской «У неділю рано зілля копала». В новом сезоне мечтаю, наконец, посмотреть некоторые спектакли Театра драмы и комедии на Левом берегу...

— На такой вот радостно-мечтательной ноте и завершим?

— Пожалуй.

— Хорошо. Но тогда уж через месяц (термин, вами определенный), может быть, снова придется поинтересоваться: так как там наши «крыши»?

Кстати

О «квартирном вопросе», который в последнее время все испортил, на днях высказался вице-премьер-министр Украины Дмитрий Табачник: «Эти решения с экономической точки зрения абсолютно не обоснованы, не целесообразны, так как по большому счету ничего не дают для поддержки городского бюджета. А с точки зрения моральной, культурной, этической они не просто бессмысленные, они позорят лицо и государства, и городской власти».