UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОЗВЕЗДИЕ КРАЙНЕВА

Первым поразил воображение публики девятнадцатилетний киевлянин МИХАИЛ ДАНЧЕНКО - выпускник Спе...

Автор: Виктория Муратова

Первым поразил воображение публики девятнадцатилетний киевлянин МИХАИЛ ДАНЧЕНКО - выпускник Специальной школы-десятилетки им.Н.Лысенко по классу Натальи Гридневой, за шесть лет он стал дипломантом и лауреатом шести международных конкурсов. Третья премия конкурса им.С.Дягилева (Москва, 1991); Специальный диплом I юношеского конкурса им. П.Чайковского (Москва,1992); диплом конкурса в Синнегалии (Италия,1993); далее: первая премия II Международного конкурса В.Крайнева, третья - Международного конкурса им.Ф.Бузони (Италия, 1996), специальный приз жюри Международного конкурса В.Клайберна (США, 1997).

- Сравнивая методику преподавания вашего первого педагога и Владимира Крайнева: в чем разница и что вы получаете от его уроков?

- Сразу даже трудно ответить. Он дает множество таких профессиональных тонкостей, с которыми я раньше не сталкивался. Другие требования и в консерватории, т.е. Высшей школе музыки и театра Ганновера. Владимир Крайнев - это Мастер, он дает все! Это - новая жизнь.

- Михаил, охарактеризуйте, пожалуйста, Владимира Крайнева, как пианист - пианиста.

- Это - Пианист с необычайным дарованием. Его звук, представление о музыке, каждое прикосновение к клавишам - в общем, все - это выдающийся музыкант. И так считаю не только я, он признан во всем мире.

Следующим открытием Международного благотворительного фестиваля «Владимир Крайнев приглашает» стал юный пианист ИГОРЬ ЧЕТУЕВ. Он также студент класса профессора В.Крайнева в Высшей школе музыки и театра в Ганновере (Германия). Начинал свою карьеру в Севастополе, в музыкальной школе №1 у педагога Татьяны Аркадьевны Ким.

- Расскажите, пожалуйста, с чего началось ваше знакомство с маэстро Крайневым?

- В 1994 году мы с моим педагогом Т.Ким приехали в Харьков на международный конкурс, и я победил. Это заслуга Т.Ким. Я буду учиться у нее до конца жизни.

- Получаете ли вы в Ганновере, так сказать, «общее образование»?

- Все это я должен делать сам, этому никто не научит. Там и сольфеджио, и гармония не настолько серьезно, как в нашей системе. Нужно всем заниматься самому.

- Наши с вами соотечественники, попадая в Ганновер, проходят колоссальный отбор. Можете ли вы сравнить их уровень подготовки с немецкими и другими студентами?

- Вы знаете, наш средний уровень намного выше их высшего уровня. В Германии начинают заниматься музыкой профессионально очень поздно. До 17-18 лет это проходит как увлечение. Хотя, конечно, есть случаи, когда начинают играть с раннего возраста. Но это - опять-таки наш опыт. Поступить в консерваторию очень легко, если хорошо играешь на рояле.

- Что для вас сейчас является планкой высшего мастерства?

- Не знаю, допустим, сонаты №29, 32 Бетховена. Для меня пока еще это невозможно сыграть.

- Что вы можете сказать о своем педагоге, Владимире Крайневе, как пианисте и человеке?

- Великий пианист, великий педагог, великий человек!

Думаю, многие любители музыки обратили внимание несколько лет тому назад на юную ученицу педагогов И.Кривонос и С.Полусмяка Харьковской специальной школы-десятилетки ЕЛЕНУ КОЛЕСНИЧЕНКО. Тогда ее представляли в программах Центрального (!) телевидения из Москвы, как юное дарование, на которое обратил свое благосклонное внимание маэстро В.Спиваков, а впоследствии - программа «Новые имена» с С.Бэлзой.

- Мы помним вас еще совсем ребенком, когда В.Спиваков подарил вам фортепиано, когда вы играли в присутствии папы римского в Ватикане. Вы быстро повзрослели, как сейчас проистекает ваша жизнь?

- Уже четвертый год я учусь в Центральной музыкальной школе в Москве у Евгения Тимакина, в девятом классе, потом, наверное, буду поступать в консерваторию. Недавно состоялся концерт в Большом зале консерватории, он записан на компакт-диск, но мне больше нравится запись, которую сделали на студии в Германии.

- Что вы можете сказать о Владимире Крайневе, как педагоге и коллеге-музыканте? Чем он импонирует вам больше всего?

- Вы знаете, в двух словах не расскажешь об этом человеке. Я просто теряюсь. У меня к нему - огромная любовь, это - гениальный человек, необыкновенной доброты и чувства юмора. Он так любит всех нас, своих музыкальных детей. О профессионализме - это общепризнанный гений, я являюсь его поклонницей, потому что мне близок его стиль и манера исполнения. Я коллекционирую его записи - дома у меня его старые пластинки, новые диски. Вот сегодня в концерте я слушала Шостаковича в его исполнении - просто сидела и плакала. Трудно говорить об этом. Я стараюсь с ним общаться, чтобы хоть капельку опыта перенять. Надеюсь, что мы и в дальнейшем будем дружить.

Любимцем многих приверженцев царственного фортепиано после фестиваля «Владимир Крайнев приглашает» стал, без преувеличения, француз Паскаль Годар. Обаяние и позитивная энергетика, оптимизм и открытость человека - все эти черты сделали его выступления в концертах с произведениями С.Рахманинова и французских композиторов настоящим событием.

- Как вы оцениваете киевскую публику, по сравнению с той, какую встречали в других залах?

- Изумительная публика! Прекрасная, она так слушает, что чувствуешь, когда играешь на сцене, - это хорошая публика! Она помогает.

- Почему в вашем репертуаре так много Рахманинова?

- Просто я так люблю музыку Сергея Рахманинова, что решил, что через два года должен уже исполнить все его концерты для фортепиано. Поэтому начал учить Четвертый концерт. И вдруг, когда В.Крайнев предложил сыграть в Киеве Рапсодию на тему Паганини, пришлось выучить. Надеюсь со временем сыграть в Киеве все концерты.

- А русский язык вы учили для того, чтобы лучше понимать эту музыку?

- Вы знаете, у нас просто гениальный профессор В.Крайнев. Каждый год он нас приглашает на концерты с самыми лучшими оркестрами России. Мы играли с ним в Санкт-Петербурге, в Большом зале Московской консерватории, в Нижнем Новгороде, Вологде, просто - везде. Так я учил русский язык.

- Что значит в вашей жизни Владимир Крайнев?

- Профессор, дядя Вова. Это - очень важный человек для меня. И не только в музыке - в работе, но и кровь что-то говорит, конечно.

- Можно ли сравнить значение его урока и выступления рядом с ним в концерте?

- На уроке и в концерте - это разные вещи. На уроке можно повторить, сыграть лучше, а на сцене можно получить такое удовольствие, которого на уроке никогда не будет.