UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОВСЕМ НЕ ГРУСТНАЯ ИСТОРИЯ

Имя Антонио Сальери в программе концерта - экзотика для нашего слушателя. Экзотика, отдающая в первую очередь мрачной тайной смерти великого Моцарта...

Автор: Екатерина Щеткина

Имя Антонио Сальери в программе концерта - экзотика для нашего слушателя. Экзотика, отдающая в первую очередь мрачной тайной смерти великого Моцарта. Впрочем, один из наиболее авторитетных «обвинителей» Сальери А.Пушкин «инкриминировал» опальному композитору не только это. Он закрепил за Сальери реноме «ремесленника от музыки», поверившего алгебру гармонией. Вследствие, наверное, именно этой поэтически-эмоциональной оценки музыка Антонио Сальери попала в опалу. А что касается его «исторической роли» - каждый школьник знает его как «убийцу Моцарта» и только специалисты - как человека огромной трудоспособности и незаурядного педагога - достаточно сказать, что у него учились Бетховен и Шуберт. «Эта тема традиционно опирается на «Маленькую трагедию» Пушкина, - сказал Владимир Крайнев, представляя программу «Моцарт и Сальери» на пресс-конференции, и тут же добавил, что хотел в одном концерте показать интересного, талантливого, фантастически трудоспособного композитора и гения. Таким обазом очерчивалось смысловое поле концерта - от соотношения между «гением и злодейством» до соотношения между «гением и ремеслом».

Концерт открывался шуточной «Сельской симфонией» Моцарта. Это произведение исполняется очень редко. Возможно, поэтому часть публики «не поняла» некоторых моментов, хотя дирижер оркестра «Времена года» Дмитрий Логвин изо всех сил демонстрировал шутливость момента. И, надо сказать, у него это получалось достаточно артистично. Такое начало задало какой-то особенно приподнятый, даже шутливый тон концерту. Несмотря на то, что оркестр «Времена года» выступил заметно бледнее, чем в прошлом году: ему не всегда хватало истинно моцартовской легкости, блеска, а иногда и просто чистоты интонирования (помимо тех, моментов «фальши»), которые предусмотрел сам композитор. Исполнение показалось несколько тяжеловатым: хоть симфония и «сельская», но ее автор все-таки Моцарт...

Тем не менее настроение было задано. И Оля Кузнецова, исполнявшая до-мажорный концерт Сальери, поддержала приподнятый тон концерта уже самим своим появлением на сцене. «Она только выходит - и весь зал уже ее. А потом оказывается, что она еще и замечательно играет», - говорит об этой девочке Крайнев. Вся мрачная слава Сальери - отравителя Моцарта растворилась и осталась где-то в подтексте программы. И в следующем номере - до-мажорном концерте Моцарта, исполненном В.Крайневым, - когда Оля сидела рядом с маэстро у рояля и переворачивала страницы, Сальери стал окончательно симпатичен залу.

Таким образом, первое отделение концерта было построено на своеобразной антитезе - два до-мажорных фортепианных концерта двух композиторов, которых наша традиция ставит в жесткую оппозицию как жертву и убийцу. Но фигуру последнего в данном случае представляла маленькая лучезарная девочка. Первая трактовка поблекла, и преобладающей стала другая, и именно на нее обратил внимание Крайнев, представляя эту программу на пресс-конференции: музыкант-трудяга и музыкант-гений. И здесь фигуры исполнителей выглядят просто символично - маленькая Оля Кузнецова, которой предстоит еще очень много трудиться, чтобы ее талант развивался и расцветал, и знаменитый Владимир Крайнев, достигший вершины славы и неустанно повторяющий, что львиная доля успеха самого гениального музыканта - в умении постоянно работать над собой.

Второе отделение было менее символичным, но оно от этого ничуть не проиграло. Дуэт для флейты и гобоя с оркестром А.Сальери в исполнении Евгении Чепиковой и Андрея Рубцова вызвал немалый интерес. Легкость, праздничность этой музыки совсем не вяжутся с традиционным образом Сальери, как ремесленника, вымучивавшего каждый такт. Конечно, в этом немалая заслуга исполнителей. Девушка-флейта и юноша-гобой премило общались на сцене, немало не смущаясь филигранной сложности текста. И выглядело это так легко и празднично, что между финальным аккордом и аплодисментами достаточно громко в публике прозвучало: «За такую музыку еще кто кого травить должен был...». Так Антонио Сальери спустя почти 140 лет, прошедших после написания известной трагедии Пушкина, был реабилитирован перед киевской публикой и, надо думать, теперь он будет вызывать у нее интерес не только и не столько своей мрачной славой гипотетического убийцы гения, сколько своей музыкой.

Финал концерта все же был в пользу гения: Владимир Крайнев исполнил до-минорный концерт Моцарта.

Программа «Моцарт и Сальери» вполне может претендовать на роль центрального звена фестиваля «Владимир Крайнев приглашает». Не только по исполнительскому блеску и разнообразию - эти качества присущи всем концертам фестиваля. Но именно эта программа несет в себе скрытый драматизм, большую смысловую нагрузку, затрагивающую не только музыкальную сферу. А это не часто происходит на нашей концертной эстраде.