UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО КАК ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Вот уже год ведет свою деятельность благотворительный фонд «Центр современного искусства-Одесса», учрежденный швейцарским и лихтенштейнским благотворительными фондами, а также МФ «Відродження»...

Автор: Мария Гудыма

Вот уже год ведет свою деятельность благотворительный фонд «Центр современного искусства-Одесса», учрежденный швейцарским и лихтенштейнским благотворительными фондами, а также МФ «Відродження». Ко времени своего создания фонд уже мог представить первый номер Интернет-журнала «Бойлер», сборник статей «Портфолио. Искусство Одессы 1990-х», каталоги выставок, арт-буки, видеодокументацию многочисленных художественных событий, организованных в Одессе, записи телевизионной программы «Без названия», снимавшейся на технической базе центра. Тогда состоялась презентация. Одесситы же знали о деятельности ЦСИ (еще в качестве программы Одесского отделения МФ «Відродження») по ряду выставок, акций, в том числе и уличных, всегда будоражащих воображение и побуждающих к обмену мнениями, перераставшему в полемику.

Редкий проект современного искусства способен доставить зрителю эстетическое удовольствие в традиционном понимании. Речь идет скорее о гимнастике для ума и чувств, которой заняться, право же, никогда не поздно и не вредно. Прошлый год был ознаменован значительным сокращением финансирования деятельности ЦСИ-Одесса. Акции, которые могли быть увидены горожанами, проводились, но не в прежнем масштабе. Возникала необходимость рассказать о том, что делалось центром для реализации проектов совместно с зарубежными партнерами. Председатель совета ЦСИ- Одесса Феликс Кохрихт пригласил одесских журналистов на встречу, чтобы восполнить пробелы.

Так, видеоработа одесских художников Мирослава Кульчицкого и Вадима Чекорского «Империя страсти» экспонировалась на биеннале медиа-арта во Вроцлаве, а также в рамках выставочного проекта «После стены: искусство и культура посткоммунистической Европы» в Стокгольме. Те же авторы совместно с Глебом Катчуком, Владимиром Кожухарем, Александром Панасенко и Александром Ройтбурдом принимали участие в выставочном проекте «Украинское искусство 90-х», осуществленном в Загребе (дальнейший маршрут проекта: Марибор — Любляна — Будапешт).

Работы одесситов демонстрировались в Швейцарии, Латвии, Югославии, Франции, Албании. В нынешнем году образцы одесского современного искусства будут показаны в Греции, США, Австрии, Германии. Если говорить об отзывах критики, то одесские художники отмечены большим количеством благоприятных рецензий, чем, например, киевляне. Среди акций, состоявшихся в Одессе, следует упомянуть прежде всего выставки «Lost Christmas, «В поисках утраченного времени», «... ЗЕМЛЯ — ВОЗДУХ — ЗЕМЛЯ — ВОЗДУХ — ЗЕМЛЯ...», «Семейный альбом», «Каким будет завтра?» (галерея «Тирс»), персональные выставки Александра Лисовского (галерея «Ирис»), Валерия Басанца (галерея «Белая Луна»), Евгения Рахманина (выставочный зал Одесского отделения Союза художников), экспозиции в галереях «Мост», «Либерти», в выставочных залах центра реабилитации детей-инвалидов и ТО «Арт-лаборатория».

Совсем недавно группа одесских художников осуществила оригинальный проект «Преступления» (куратор Игорь Чацкин) в литературно-мемориальном музее А. Пушкина. Визуальный ряд на тему задуманного злодейства сопровождается рукописными текстами, то бишь собственноручными показаниями виновников-авторов. Надо сказать, организационные и финансовые сложности особо не сказываются на своеобразии художнических практик. Можно сказать, что свою миссию ЦСИ-Одесса видит также в организации образовательных программ. Созданы специализированные курсы лекций для студентов философского отделения Одесского университета и магистрантов педагогического университета (художественно-графический факультет), ведется работа открытых компьютерных мастерских современного искусства, в помещении Всемирного клуба одесситов обосновался культурологический диспут-клуб «Миллениум» — вот где разброс и столкновение порой взаимоисключающих суждений!

Не следует забывать и о реализации грантовской, библиотечной, информационной и архивно- документационной программ центра.

Говорит директор ЦСИ-Одесса Михаил Рашковецкий:

— Нам предложено было для своей деятельности искать альтернативные, так называемые «несоросовские» источники. Отчасти это, возможно, стало основным стимулом нашей деятельности в прошедшем году. До того мы налаживали определенные связи, определенные контакты, нарабатывали опыт, проводили различного рода выставки и выдавали гранты. В результате этого были созданы работы, о которых становилось известно, в том числе и в Европе. Теперь наши усилия направлены на представление наших художников за рубежом. Нами найдено помещение в центре города под галерею современного искусства, вот только его ремонт потребует примерно пяти годовых бюджетов фонда... Одна из основных наших задач — интеграция в европейское культурное пространство путем как групповых, так и персональных проектов. Недавно куратор Божедар Милович отобрал работы одесситов для выставки «Частичное затмение» в Белграде. Как ни странно, директор тамошнего музея счел, что в такой выставке может быть заинтересована либеральная оппозиция, поэтому возник инцидент, и выставка показана в другом белградском музее... Интересно, что вернуть средства, предназначенные для издания выставочного каталога, директор не пожелал. Тоже можно понять в какой-то степени...

Остается добавить, что география ближайших выставок — Берлин, Линц, конечно же, сама Южная Пальмира. Есть у ЦСИ-Одесса планы издательской деятельности, опять же упирающиеся в поиск средств. Одно несомненно: потренировать воображение с помощью современного искусства в нынешнем году сможет каждый одессит.