UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сосательная агитка

Поводом для написания данной статьи стала карамелька. Довольно вкусная, апельсиновая. Только фантик у нее был специфический...

Автор: Дмитрий Полюхович

Поводом для написания данной статьи стала карамелька. Довольно вкусная, апельсиновая. Только фантик у нее был специфический. Приятного насыщенного оранжевого цвета, с черной подковкой и словом «Так!».

Конфетные фантики как средство пропаганды впервые были массово использованы еще в период Первой мировой войны. Уже в самом ее начале московская фабрика «Прогрессъ» выпустила карамель «Ультиматумъ». В отличие от разноцветных, порой фривольных, довоенных, ее обертка выдержана в мрачных серо-черных тонах. В центре — большая черная пушка, скрещенные сабли, пики, ружья и прочие милитаристские принадлежности. Довольно мрачновато выглядит и карамелька «Серый герой». На ее фантике изображен российский солдат в серой шинели. При этом почему-то в центре… стрелковой мишени. Увековечили в конфетке и казака Козьму Крючкова — первого георгиевского кавалера империалистической. 30 июля 1914 г. в бою близ местечка Коцари в Польше он убил 11 немцев, получив при этом 16 ран пикой. В годы той войны образ казака настолько эксплуатировался военной пропагандой, что потом даже возникли сомнения в реальности его подвига.

Но наивысшего размаха конфетная пропаганда достигла в первые годы советской власти. Правда, в годы гражданской войны было как-то не до конфет. Все началось с началом мирного строительства. В первых «идеологических выпусках» (вниманию избирательных штабов!) было несколько серий конфеток с портретами коммунистических вождей. Например, посвященная пятой годовщине революции карамель «Юбилейная» была выпущена в 1922 году московской фабрикой «Красный Октябрь». На ее обертках в обрамлении серпов, молотов, колосьев и факелов красуются портреты как отечественных, так и зарубежных коммунистических деятелей. Но несмотря на обилие большевистской символики, творение художников «Красного Октября» все же выдержано в традиционном довоенном стиле. А вот конфета «Пролетарская», той же фабрики и тоже с портретами наркомов, уже упакована в обертки, оформленные в тяжеловесном стиле советского пропагандистского плаката периода гражданской войны.

Обертки всей конфетной продукции начала двадцатых имеют ярко выраженную пропагандистскую направленность: у карамели «Объединенный труд» — рабочий и крестьянин на фоне индустриального и аграрного пейзажей; у «Красной зари» — те же персонажи, но со знаменосцем на переднем плане и восходящим красным солнцем, у карамели «Республиканской» — около десятка разнообразных сюжетов со знаменосцами, красноармейцами, рабочими, крестьянами и прочим революционным людом.

Особо стоит выделить карамельку «Красная Москва». Сюжет на ее обертке, как для того времени, банален — рабочий с ружьем, красным флажком на штыке и коптящий на заднем плане завод. Примечательна большая красная шестиконечная(!) звезда, на фоне которой красуется революционный рабочий. Кстати, звезда Давида на красном знамени присутствует также и на обертке конфеты «Интернационал» фабрики им. П.Бабаева.

Но все же наиболее интересны в идеолого-пропагандистском плане конфетки «Красноармейская звезда». Они упакованы в выполненные в едином стиле около десяти типов фантиков. Различаются только центральной картинкой (красноармейцы, так и эдак разящие буржуинов) и сопроводительным стихотворным текстом. Автор рисунков и стихов — Владимир Владимирович Маяковский…

Фактически все знаменательные события того времени отображены на конфетных обертках. Карамельки «Новый вес» разъясняют народу, чем отличается аршин от метра и фунт от килограмма; «Наша индустрия» рассказывает, соответственно, о достижениях индустриализации; карамель «Народная» (около трех десятков различных типов обертки) — о счастливой социалистической жизни; «Червонец» — о денежной реформе… Перечень можно продолжить.

Карамелька «Ильич» выпущена фабрикой «Большевик» в память о дорогом вожде. На этикетке — выполненный в траурных черно-красных тонах портрет Ленина.

В начале НЭПа количество фантиков-агиток резко сокращается и постепенно сходит на нет. Небольшой рецидив наблюдается только в годы коллективизации (конфеты «Артель», «Колхозная» и т.д.).

В послевоенные годы в фантиках нашли отображение разве что достижения авиации и космонавтики. Да и то — это скорее была дань моде, чем сознательная реклама достижений социализма. Нужда в тотальной агитации к тому времени просто отпала.

Удивительно, но в наши дни пиарщики обоих штабов выпустили из виду давно опробованную и довольно эффективную конфетно-фантиковую рекламу, когда каждая обертка превращается в миниатюрный агитплакатик, распространяемый миллионными тиражами (да еще и за деньги самого же электората). При этом в отличие от листовок-плакатов эти тиражи ни декларировать, ни регистрировать не нужно. А эффективность намного больше. Почти по академику Павлову: взял «канхвэтку», развернул обертку с надписью «Так!» или «Патамушта», и сладость во рту закрепила положительный рефлекс на кандидата. Тем более что у обоих штабов были под рукой довольно крупные кондитерские фабрики, способные за несколько недель завалить идеологически правильной продукцией не то что Украину, но и сопредельные государства.

Более того, вздумай штаб «единого от власти» запустить в продажу сосательную конфетку под названием, например, «Путин с нами», даже рекламный ролик снимать не пришлось бы. Хорошо бы пошли шоколадные «киндерсюрпризы» с пластиковыми фигурками самого Кандидата, Тигипко, Гавриша, Шуфрича, Витренко и другими соратниками Виктора Федоровича внутри. Помимо рекламы самого Кандидата это могло поспособствовать дальнейшему росту популярности как Партии регионов, так и СДПУ(о). Собравшего полную коллекцию «яйцесюрпризов» можно было бы премировать турпоездкой, допустим, в Прикарпатье.

К чести штаба Ющенко, следует заметить, что этот неисчерпаемый потенциал, как было сказано выше, там заметили. Правда, как по мне, слишком поздно. Во всяком случае, упомянутую в самом начале апельсиновую (а вы думали!) карамель «Так!» мне впервые удалось попробовать только 21 ноября в ющенковском пресс-центре… Бесплатно продаю идею Петру Порошенко. В свете последних событий конфеты и шоколад «Майдан» в соответствующем оформлении будут пользоваться бешеным спросом!