UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сон в руку, или Лимузин

Десятый видеофестиваль «Открытая ночь», традиционно состоявшийся в Киеве на вершине горы возле з...

Автор: Николай Скиба

Десятый видеофестиваль «Открытая ночь», традиционно состоявшийся в Киеве на вершине горы возле замка Ричарда, продемонстрировал определенный «водораздел» между работами студентов из университета имени Карпенко-Карого и воспитанниками заведения, условно говоря, «имени Поплавского». Среди победителей «Открытой ночи» — «Бархатный сезон» режиссера Александры Хребтовой, лучшим студенческим игровым фильмом назван «Veni! Vidi! Vici!», спецприз получил также фильм актера Владимира Цивинского «Пока варится яйцо, садится солнце».

Белые лимузины для участников, красная ковровая дорожка на ступеньках к горе Уздыхальница, флажки с собственной символикой, «летающая камера» и трансляция в прямом эфире Первого национального и «Эры» — год назад это могло разве что во сне присниться. Но на отметке «дубль 10» киновидео-фестиваль «Открытая ночь» сподобился на респектабельность. Но поскольку ее атрибутика пришла в последний момент, она совершенно не изменила традиционной фестивальной настроенности, со смесью иронии и задорного энтузиазма. Организаторы умудрились сделать так, что присутствие VIPов (Чмиль, Павленко, Кириленко) не мешало остальным участникам. Несколько мешал пронизывающий северо-западный ветер — ничто не спасало, кроме теплой одежды, но никто не заснул. Правда, картинка на фестивальном экране была не очень четкой. Здесь уже получили компенсацию киноманы, вынужденные провести открытую ночь возле телевизора, поскольку на гору Уздыхальницу, которая в эту ночь превращается в отечественный киноолимп, доступ ограничен, — в этом, опять же, что-то есть. Определенные ограничения накладывает короткая летняя ночь, создавая дополнительный градус в конкуренции фильмов за право засветиться на Уздыхальнице. На этот раз организаторы вынуждены были отсеивать каждый четвертый фильм из представленных на рассмотрение (то есть на экран попало 39 из более чем 160 лент).

Какие же импульсы и тенденции, архетипы и комплексы тревожат коллективное подсознательное украинского кино — по крайней мере, в тех 39 фестивальных сатори, которые были спроектированы на экран коллективного фестивального сознания?

Самая показательная в этом плане, полагаю, номинация «Игровое кино». Как принято на «Открытой ночи», оно делится на профессиональное и студенческое, а также по носителям — кинопленка и видео. Последняя категория, в сущности, является неофициальным разделением между студентами КНУ ТКиТ им. Карпенко-Карого и КНУКиИ (или попросту — института им. Поплавского). Различие между первыми и вторыми становится заметнее с каждым фестивалем. Нельзя сказать, что это различие качественное, скорее, речь может идти о разной оптике представителей одного поколения. Следовательно, в черно-белых (преимущественно) киногрезах «карпенковцев» определенно шевелятся тени забытых и незабытых предков, в том числе экранных прародителей Довженко, Осыки и пр. Более всего это заметно в таких лентах, как «Семейный портрет», «Девушка и луна», «Пост-фактум», «Гнездо». Назвать эти работы эпигонскими не осмелюсь, но есть в них отнюдь не студенческая ностальгия по большому родовому нарративу, есть там и понятная тоска по человечности — проявления перспективные, при условии, что авторы найдут собственное «я», найдут выход из царства теней и более остро поставят перед собой вопрос: для чего я беру в руки кинопленку? Пока они в определенной мере похожи на персонажей фильма-притчи «Гнездо» (режиссер и сценарист Евгений Хворостянко), которые в абсолютной беспросветности тянут свой плуг (вы бы видели это орудие труда!) по необозримой целине, куда-то бессознательно порываясь и изо всех сил удерживаясь на этой грешной земле.

Из девяти студенческих игровых фильмов, представленных воспитанниками КНУ ТКиТ, стилистически более всего выделяется лента «Желание» (режиссер Алина Хорошилова). Фильм получил приз зрительских симпатий по результатам интерактивного голосования (1975 голосов неплохой результат для ночного эфира). Это история о девочке, которая не может смириться со смертью матери, отправляется на ее поиски и наконец погибает. Однако зрителя не должны вводить в заблуждение какие-то намеки на современность в этом сюжете и подчеркнуто узнаваемые киевские улицы и типажи — если подходить парадигмально, то речь идет о власти великой Анимэ над душой молодой творческой личности. Нетривиальная лента Романа Бондарчука «Николай и немец» — история задержания украинского солдата Николая немецким комендантом, пересказанная в интерпретации внука Николая, родившегося через 46 лет после войны.

Для студентов же КНУКиИ более важно переживание потомственной травмы собственного неприкаянного поколения. Фильм «Пароль — жизнь» (режиссер Диана Антонова), по-моему, самая лучшая иллюстрация к этому тезису. Запутанность человека в информационных сетях, столкновение техно- и био-... У автора есть потенциал развить эти темы, но для достижения успеха ей стоит преодолеть клиповое мышление, что в конце концов тоже является следствием техногенности, заполонившей все, как сказано в аннотации. А вот у Елены Тимохиной («Мы еще маленькие») с темпоритмом кадра, кажется, все благополучно, однако тоже есть проблемы со штампами — новостийно-телевизионными. Третий КНУКиИвский игровой фильм «Надежда» слишком фрагментарный и статический по раскадровке, чтобы говорить о нем подробнее.

Ну а что скажут профессионалы о картинах «Философия» (режиссер Алла Пасикова, сценарист Елена Урсаки) и «Бархатный сезон» (постановка и сценарий Александры Хребтовой), выпущенные в свет в 2006 году соответственно киностудией им. А.Довженко и Ялтинской киностудией и профинансированные Минкультуры? По-настоящему зрелым — с четкой и динамичной фабулой, выразительной и богатой нюансами актерской игрой, аллюзиями, подтекстом, иронией, фактурой и ракурсами — можно назвать только фильм «Бархатный сезон» (лента была отмечена за лучшую операторскую работу в своей категории).

А вот в номинации «Параллельное кино» жюри решило не определять победителей, поскольку и работ было в программе всего лишь две. Первая — три миниатюры Александра Игнатуши (Акула Дадсон) — банальная иллюстрация к банальным анекдотам о туповатом генерале. А натурфилософский фарс Владимира Цивинского «Пока варится яйцо, садится солнце» вызвал не слишком плодотворные споры в жюри.

Интересной и разнообразной, хотя и без особых прорывов, была обойма профессионального неигрового кино. Здесь соревновались работы уже известных мастеров: «Лиза» Тараса Томенко, «С наилучшими пожеланиями! Энвер» Виктории Мельниковой, «Полесские картинки» (12 мини-новелл из проекта «Чернобыль +20») Сергея Марченко — все они постоянные участники, а Тарас Томенко еще и победитель «Открытой ночи». Не оставили аудиторию равнодушной (это отразилось на результатах интерактивного голосования) фильмы «Голодомор. Технология геноцида» Виктора Дерюгина (НТКУ) и «Алло, мама!» Татьяны Калужной (НКУ «Киевнаучфильм»). Как по мне, несправедливо низко оценен фильм Николая Воротынцева (сценарий Юрия Высоцкого) «Под тенью мансард». Да, лента грешит динамикой кадра, несколько смазана фактура, но это в меру познавательный, в меру социально заангажированный фильм, который можно развить в целую серию по типу «Антропология города». Примерно на эту же тему студенческий неигровой фильм Александра Лидаговского (КНУКиИ) «Двери». Однако здесь, по-моему, есть перебор в не всегда адекватных заигрываниях с инфернальностью. Хотя в целом лента интересная. А вот еще один студенческий неигровой фильм — «Дыхание ветра» (Юлия Лещинская, тоже КНУКиИ, тоже мастерская Романа Ширмана) — получил награду за лучшее звуковое решение.

С анимацией на этот раз тоже без особых сюрпризов. Что-то оригинальное, используя компьютерную графику, попыталась сказать о внутреннем мире женщины Екатерина Ленская (КНУКиИ) — «Она такая — разноцветная», — однако что именно, автор, наверное, так для себя и не решила. А это, наряду с развитым ощущением темпоритма, один из главных залогов успеха в экранных искусствах.

Впрочем, если подхватить метафору Михаила Ильенко об «Открытой ночи» как об одной большой ночной съемке, то с целеустремленностью и хронометражем у организаторов все обстоит благополучно. Фестиваль декларирует поддержку творческой полемики в украинском кинематографе и содействие его популяризации. Что касается популяризации — понятно, экспромт с прямым эфиром удался. Предмет для полемики тоже есть, а в многоголосье участников постепенно вырисовываются позиции и оппозиции, крепнут характеры и копится достаточный запас толерантности и понимания. Ежегодно залогом этого становится состав фестивального жюри. В роли совести ночного кинопроцесса на этот раз выступили Лина Костенко, Светлана Зиновьева, Ирма Витовская, Юрий Ильенко, Василий Вовкун, Дмитрий Лаленков, Сергей Михальчук, Анатолий Лавренишин, а также победитель конкурса на лучший репортаж с предыдущей «Открытой ночи» Игорь Грабович. Выход жюри на сцену после просмотра программы четко совпал с первым лучом утреннего солнца — следовательно, с хронометражем и умением рассчитывать силы у организаторов тоже все в порядке.

По-моему, пришло время ставить вопрос об активном промоушн не только конкурсных работ (с этим сдвиги имеются: чего стоит одно только оформление прокатных свидетельств для всех заявленных в программе фильмов), но и самих авторов, большинство которых зарабатывает на хлеб клипами, рекламой, компьютерными играми, но не кино. Киносны короткого метра, киномечты с белыми лимузинами и красной дорожкой на лестнице, круто убегающей вверх, — хорошо, когда они перерастают в кинопремьеры большого экрана и широкого проката, когда за открытой ночью начинается открытый день. Если этого нет, то нереализованные возможности оседают в вытесненных представлениях и травматическом опыте — не только профессиональной среды, но и общества.