UA / RU
Поддержать ZN.ua

Солярис и чудовище из тени

В киевской Voloshyn Gallery - новый проект художника Михаила Деяка "Memories".

Автор: Анна Пароваткина

Михаил Деяк, чью фамилию солидное профильное издание Art Investment как-то называло среди ТОП-20 молодых современных художников из стран СНГ - кажется, самый нетипичный из наших соотечественников, работающих в стилистике contemporary art. Он даже родился, как большинство коллег по украинскому совриску, не в Одессе, Харькове, Киеве, Львове или хотя бы в Херсоне. А не без гордости сообщает, что "родился в 1984 году в селе Золотарево Хустского района на Закарпатье". Что не помешало юноше впоследствии успешно окончить сначала Ужгородский колледж искусств им. А. Эрдели, а затем - и киевскую НАОМА. Но дело - не в месте рождения. В характере…

Деяк почти не тусуется. Не набивает себе цену скандалами или россказнями о бурном заграничном успехе. Вместо этого он регулярно, не без помощи, правда, Voloshyn Gallery, с которой сотрудничает еще с тех времен, когда галерея называлась "Мистецькою збіркою", выставляется на Западе. И вправду там продается, один из немногих "наших". В 2017 году на аукционе Phillips его работа Water ушла за 19 тысяч долларов. В марте того же года персональная выставка Деяка проходила в Ukrainian Institute of America. В общем, звезда отечественного контемпорари живет, словно вообще не помнит о местном художественном "контексте". А его статус эдакого художественного самородка "от рождения", а не благодаря агрессивному пиару и самопиару, подчеркивает еще и тот удивительный факт, что Деяк, в свободное от светской жизни и интриг время, изобрел свои рецепты масляных красок. Ими и пишет все работы.

Создавать собственную палитру, что называется, нужда заставила. Деяк - превосходный колорист (сказывается родство с "закарпатской школой"!) Стандартных цветовых линеек ему не хватало. А "свои" краски стали словно новым языком, существовать внутри которого Деяк наконец-то может в полную жизненную силу. Новый проект "Memories", состоящий из иммерсивных стеклянных скульптур и одной работы из погнутых листов железа, забрызганных краской, - очередное тому доказательство.

Напоминая гигантские лиловые выпукло-вогнутые "экраны", стеклянные скульптурные объекты, по сути, являются зеркалами. Их отражающая цветная поверхность "затягивает" взгляд, как бесконечная водная глубина. И вот уже, в шоке от навязанной деперсонализации, зритель словно плавает в океане цвета, оглушенный тишиной. Это похоже на путешествие на планету Солярис. Или же на заглядывание в "зеркало духов" по рецепту доктора Моуди, предлагавшего "общаться" с умершими, а также видеть прошлое и будущее в темной комнате, где только ты, тишина и - зеркало. Впрочем, о мистической составляющей своей "тотальной инсталляции" сам Деяк ничего не говорит.

Наоборот, эти скульптуры стали идейным продолжением серии нефигуративной живописи по металлу под вполне "дарвиновским" названием "Genesis". "Цель проекта - создать определенную ситуацию, которая поможет зрителю погрузиться в самого себя. Поскольку объекты "Memories" больших размеров, соразмерные человеку, то зритель оказывается полностью погруженным в пространство работ. Таким образом он находится в определенном состоянии, наедине с собой... Зритель оказывается один на один с собственными воспоминаниями о прошлом, настоящем и будущем", - поясняет сам художник.

Скульптура из гнутого металла, еще одна часть проекта, и вовсе продолжает серию нефигуративной живописи Деяка: ее отличают, в основном, большие масштабы - и большая трудоемкость в исполнении. Возможно, объект, который выглядит как смятый корпус авто после аварии, не больно-то сочетается с лиловыми "окнами в потустороннее". Но - как говорят, особенно про художников, своя рука - владыка. Значит, именно так, в виде сочетания несочетаемого, покоя и ужаса, гармонии и дисгармонии, сам Михаил Деяк и представляет "Memories" - воспоминания. Почему - нет?