UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОЛО ДЛЯ ОДНОГО АКТЕРА СО ЗРИТЕЛЕМ

Камерное, негромкое и задушевное театральное моноискусство в самое прекрасное время года, когда в...

Автор: Алла Подлужная

Камерное, негромкое и задушевное театральное моноискусство в самое прекрасное время года, когда в киевском воздухе стоит аромат цветущих абрикосовых деревьев, собрало своих почитателей на международном фестивале моноспектаклей «Відлуння». Этот год для фестиваля — юбилейный, он проводится в пятый раз. Верными друзьями его остаются организации, поддерживающие такой театральный праздник в Киеве: Швейцарская культурная программа —Украина, Фонд содействия развитию искусств, Росзарубежцентр — представительство в Украине, театр «Колесо».

«Послушай…», «Санд или Аврора свободы» споет свою «Лебединую песню». По «Этажам» трагических страстей воспарит «Нижинский». Низкие, настороженные звуки «Контрабаса» встревожат тоскующую «Маргариту». «Росинант» и «Медведь» достойно украсят галерею человеческих образов. «Трансатлантический серфер» посоревнуется в скорости с «Синим автомобилем». Зажужжат сюрреалистические «Мухи», готовясь к перелету в теплые края. А эти «Неизлечимые» актеры наконец-то расставят все «Точки над и…» Но «В семь утра мир еще в порядке» и мудрый «Поющий Михоэлс» скажет фразу на все времена: «Берегите друг друга, люди!» Это своеобразный эмоциональный путеводитель по фестивальной программе пятого «Відлуння». За пять дней фестиваля свои выстраданные монологи провозгласили 17 актеров. Палитра обращений к драматургии широчайшая, режиссерские интерпретации разнообразнейшие, актерское самовыражение на пределе искренности. Пространство фестивальной программы «Відлуння» дает возможность проследить какие-то общие тенденции искусства театра одного актера, сделать некоторые статистические заключения. Хотя объективность таких наблюдений, как и сравнительная характеристика любого процесса творчества, достаточно относительны. Итак, моноискусство — область творчества скорее мужская, чем женская. Возраст актеров скорее солидный, чем молодой. Очевидно, с возрастом актер накапливает тот человеческий и творческий опыт, который «выплескивается» в исповедальном монологе. При этом необходимо учитывать психофизические данные. Не всякий актер, даже учитывая предельную открытость профессии, способен остаться один на один со зрителем. И последнее наблюдение. Каким бы ни было содержание спектакля, как бы ни был определен его жанр и форма, основой всех сценических монопроизведений становится тема одиночества, поиска понимания и любви, их катастрофическая нехватка в нашем безумном, безумном мире.

В моноспектакле актер-одиночка — и главный герой, и второстепенный персонаж, и многочисленная массовка, и молчаливый статист. В полуторачасовой спектакль нужно вместить целый мир.

В буквальном смысле слова соло с оркестром сыграл словенский актер Зиях Соколович в спектакле «Медведь» А.Чехова. Музыканты джаз-квартета «Лолита» стали его партнерами. В квадрате света в смешном комбинезоне с болтающимся на шее цветным галстуком, босиком появляется актер, играющий Григория Степановича. Он приехал в имение к Елене Павловне. И хоть силится выглядеть эдаким грубым медведем, похож больше на добродушного Винни-Пуха. Неожиданное решение жизненной ситуации как джазовой импровизации дает огромные возможности для средств актерской выразительности. Необычная форма общения артиста с инструментами, которые «разговаривают» и «комментируют» происходящее, позволяет создать атмосферу непринужденной, юмористической сценической картинки. А вот героине спектакля «Мухи» Ольге в исполнении швейцарской актрисы Одд Россель не до смеха. Обстоятельства ее существования столь трагичны, что от убийственного одиночества она влюбляется… в муху. Посадив муху в банку, Ольга полностью отдается своему удивительному чувству. Но муха умирает от недостатка воздуха. В причудливом чувстве любви, в задыхающейся мухе — метафоры одиночества. Статика и внешнее спокойствие в игре актрисы контрастирует с бурей внутренних переживаний и перед зрителем предстает воплощенное отчаяние со слабым проблеском надежды. Ведь Ольга ждет мух в следующем году, и на этот раз она просто полетит вместе с ними.

«О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!» Эти знаменитые слова Белинского стали лейтмотивом моноспектакля «Лебединая песня» эстонского актера Вячеслава Рыбникова. Материал чеховского рассказа словно написан для того, чтобы актер мог перевоплощаться в разные образы. Провинциальный актер Светловидов, оставшись после бенефиса в театре один, ночью рассказывает свою судьбу и проигрывает роли, которые могли быть в его жизни — Гамлет, Сирано, Годунов, Король Лир… В своем отчаянном откровении В.Рыбников поднимается до трагических высот. И все же в этом трагизме он оставляет место для надежды, утверждая, что там, где искусство — нет ни старости, ни одиночества.

Чемпионом по полученным наградам оказался украинский спектакль «Синий автомобиль» в исполнении Алексея Вертинского, который получил приз за создание мужского образа, а И.Славинский — за режиссуру. Щемящая история писателя, в ней автор Ярослав Стельмах писал о себе, конкретна и обобщающа. Она прожита актером со всей истовостью художника, пытающегося прорваться сквозь толщу всех проблем к самому себе.

Украшением фестивальной программы стал спектакль, поэма-оратория «Поющий Михоэлс» в исполнении художественного руководителя московского театра «У Никитских Ворот», народного артиста России Марка Розовского. Он стал обладателем Гран-при фестиваля. Это полностью авторский спектакль. Кроме актерского исполнения, М.Розовский осуществил постановку, сценографию, написал стихи и музыку. Уникальной записью голоса Соломона Михоэлса, разысканной Розовским в частной коллекции в Америке, начался этот пронзительный монолог о времени, об эпохе, о судьбе человека и целого народа. По форме спектакль трудно назвать драматическим, в нем нет замысловатых мизансцен и надуманных ходов. Актер — перед микрофоном с пачкой листов бумаги. Каждый прочитанный лист отбрасывается и, плавно кружась, опускается на сцену. Словно оторванный листок календаря, перевернутая страница жизни. В еврейских мелодиях — колорит и зажигательный юмор, тонкая ирония и перехватывающий горло трагизм. «Быть стойким заставляют времена…» Горькая и счастливая судьба Михоэлса. Она стала символом бытия всего многострадального народа. О ней актер рассказывает не впрямую, а через события истории страны советов. Образ Короля Лира, главной роли Михоэлса, становится стержнем, на который словно нанизываются события эпохи. Спектакль чрезвычайно силен по эмоциональному воздействию, с замиранием сердца воспринимаешь слова: «Нас осталось только двое, я и совесть, будем жить…» Голос актера, подхвативший пение-молитву Михоэлса в начале спектакля, растворяется в этой проникающей в сердце мелодии в финале. Тихо колеблется пламя свечей…

«Без безумства, без мечты нет жизни!» Эти слова произносит знаменитый Росинант, конь не менее знаменитого хитроумного идальго. Впрочем, эти слова вполне могли принадлежать и Дон Кихоту, ведь в спектакле «Росинант» Арам Оганесян играет и коня, и хозяина, и Санчо Пансу, и Дульсинею. Подписаться под ними могли бы все актеры, принявшие участие в Международном фестивале моноспектаклей «Відлуння». В этих изобретательных забавах для одиночек — море безумств и мечтаний, море перевоплощений и надежд на новые роли. Вернусь к путеводителю по программе, но уже с географической точки зрения. На фестивале было представлено театральное моноискусство Украины, России, Польши, Эстонии, Румынии, Германии, Армении, Швейцарии, Македонии, Латвии, Словении. Актеры этих стран — долгое эхо друг друга. Ему звучать и в сердцах зрителей.