UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОЛНЦЕ В ЗЕНИТЕ

Художники Иван и Мария Литовченко одни из первых ввели гобелен в интерьер общественных зданий Украины...

Автор: Людмила Жогаль

Художники Иван и Мария Литовченко одни из первых ввели гобелен в интерьер общественных зданий Украины. Монументалисты по складу своего пластического мышления, они становятся желанными соавторами архитекторов по созданию интерьеров общественных зданий. В своих гобеленах они провели наиболее дерзкие эксперименты формообразования, совершив крутой поворот от искусства прикладного к искусству монументальному. Их гобелены - это сложный синтетический сплав, вобравший в себя черты нескольких жанров. Они выступают в бесчисленных ипостасях - от «тканописи» до текстильной скульптуры. Последнему пример - объемный гобелен «Народные мстители».

Художники добились того, что их гобелены подвержены законам воздействия не только ткачества и живописи, но и пластики и тем самым включаются в новую систему пластического мышления, которая опирается на новое восприятие пространства интерьера (гобелены «Музыка» для Чернобыльского Дворца культуры, «Источники славянской письменности» для библиотеки

им.Вернадского в Киеве). Именно поэтому с полным правом можно сказать, что они первые создали в Украине гобелены, которые могут быть названы «активной пластикой» и ведут к высотам торжественной напевности монументального искусства.

Иван и Мария Литовченко - художники таланта необыкновенного, яркого и самобытного, которых интересует все - мозаика, настенная роспись, пластика из металла. Они не боятся сочетать металл и текстиль, как, например, в «Чернобыльской музыке». Казалось бы, как можно соединить алюминиевые трубы и текстильную фактуру гобелена? Еще как можно! Алюминиевые трубы служат фоном для гобелена, но они не сверкают яркостью полированного металла, а каждая труба оплетена цветной нитью. Создан образ звучащего органа и мощный выразительный образ энергии - гимна жизни.

Но... и образ, и гобелен, и трубы - все погибло. После взрыва в Чернобыле дворец долго пустовал. Ивану Литовченко разрешили поехать в зону. Он приехал и увидел - в бывшем торжественном зале дворца на полу валялись куски гобелена, трубы частично украдены. Иван Семенович рассказывал, что большей боли он не испытывал за всю свою жизнь.

В их творчестве были «черные» полосы - это 60-е, когда мозаики были сбиты на торцах жилых зданий по проспекту Победы, и только через десять лет эта ошибка директивных органов была исправлена художниками - созданы новые панно на торцах. Были уничтожены мозаики в зале ресторана «Метро» на Крещатике. Их произведения в то время не были понятны для «руководящих» товарищей, которые не могли отличить мозаику от фрески. Боль глубоко входила в жизнь художников. Эта боль находила выход в выражении новых тем творчества.

В гобелене «Дума про Україну» отображены весь трагизм истории Украины. Художники открыли тяжелые «думы» в острой композиции гобелена, в резком рисунке образа Богдана Хмельницкого и склоненной терпеливой фигуре Украины. Пожалуй, трагизм всего гобелена выявляется особым колористическим решением - преобладает черный цвет. Три года жизни отдали авторы, создавая серию гобеленов и мозаики для города Чернобыля. Это яркая неповторимая страница искусства, которая осталась, увы, только в репродукциях.

Гобелен «История книгопечатания» в библиотеке им.Вернадского стал выразителем жанра, в котором повышенная экспрессия красоты декоративного искусства сочетается с повышенной пространственной активностью монументального искусства. В этом гобелене преобладает образное звучание. Нет иллюстративности, которую мы наблюдаем в творчестве многих художников жанра.

Композиции гобеленов для краеведческого музея в Черкассах, библиотеки им.Вернадского в Киеве и другие теснее всего смыкаются с монументальным искусством, - т.к. особым образом организовывают пространство архитектуры, - они становятся произведением не прикладным и серийным, а уникальным, которое выражает индивидуальность художников и неповторимость авторского почерка.