UA / RU
Поддержать ZN.ua

Солнечные флейты Кармеллы

Женское лидерство в Украине проявляется сейчас на всех уровнях. Возможно, срабатывает гендерная тенденция времени, возможно, высвобождаются творческие устремления, и вековые традиции приобретают новые формы...

Автор: Леся Олийнык

Женское лидерство в Украине проявляется сейчас на всех уровнях. Возможно, срабатывает гендерная тенденция времени, возможно, высвобождаются творческие устремления, и вековые традиции приобретают новые формы. В современной украинской музыке тоже можно говорить о феномене женщин-композиторов, которых знают не только в Украине, но и в европейском музыкальном сообществе. Имя одной из них — Кармелла Цепколенко. Автор более 80 произведений разнообразнейших жанров, лауреат премии им. Б.Лятошинского, она известна как один из лидеров новой украинской музыки. Недавно в одном из центров камерной музыки столицы — Доме ученых состоялся вечер, посвященный творческому портрету композитора. Поводом для этого стали юбилейные даты, связанные с ее жизненным и творческим путем.

25 лет назад в украинской музыкальной партитуре впервые зазвучал голос Кармеллы Цепколенко. К тому времени она закончила Одесскую консерваторию и открывала свой творческий путь. Это было начало 80-х годов, продолжавших европейскую поступь украинской музыки предыдущих десятилетий. Уже тогда Кармелла Цепколенко начала создавать собственную музыкальную галерею, в которой звучали пейзажи, «Тонокольори». Вскоре появился «Портрет Доріана Грея» — произведение, которое и сегодня украинский музыкальный театр еще не осознает как уникальное художественное явление.

Голос Кармеллы Цепколенко был услышан. Он отличался неповторимым творческим тембром, в который вплелись мелодии ее древних родов. Прекрасная представительница одного из них — Мария Демурчан передала своей дочери изысканность и благородство древней армянской культуры. К ним добавились эллинские традиции, которые несли украинские и греческие источники отцовского рода. Неслучайно первые детские опусы Кармеллы рисуют музыкальные образы греческой мифологии, а ее «взрослая» музыка бьет в колокола об утраченной памяти и забытых корнях («Поминальна симфонія», «Зустрічі з пам’яттю», «Знесиллям зламлені народи… Цвинтарна музика»). Звучание голоса композитора удивляет сочетанием незащищенной, капризной «Флейти-пуританки» (любимого инструмента Кармеллы) с глубиной и силой мысли, а живопись образов и драматургическая идея превращают композиции в симфонический театр («Театральна соната», «Кабіна для восьми», «Десять перетворень у ніщо», «Безкінечна однаковість сонця»). Неслучайно Кармелла обращается к перформансу и новым оперным формам («Концерт птахів», мини-опера «Між двох огнів» за мотивами «Степного волка» Германа Гессе).

Творчество Кармеллы Цепколенко вкладывает в понятие «национальная культура» новые черты и свойства ХХІ века. Язык композитора непривычен для традиционного слуха. Он насыщен грамматикой, выработанной практикой европейской музыки ХХ столетия. Кармелла стала в Украине одним из авторов нового музыкального словаря. В понятие «новая музыка» композитор вкладывает способность общаться с миром на новом профессиональном уровне (что-то наподобие замены традиционных средств коммуникации возможностями Интернета). Но темы и проблемы, поднятые ею, остаются вечными. Кармелла Цепколенко является прежде всего мастером камерного искусства. Ее творчество подтверждает мнение А.Онеггера, считавшего, что именно в камерном жанре музыка представлена в самом чистом виде, а «музыкальная мысль раскрывается во всей правдивой откровенности и дарит всем, кто глубоко любит музыкальное искусство, наиболее утонченные и благородные эмоции».

Музыка Кармеллы Цепколенко органично вошла в музыкальное биеннале Европы. Композитор выдержала профессиональный экзамен на мировых форумах, где собираются самые опытные специалисты современной музыки — в Дармштадте, Байройте, Йокогаме, Вене, Нью-Йорке. Она становится постоянной участницей престижных композиторских мастер-курсов, фестивалей. Внешне европейскость Кармеллы проявляется в грациозной стильной элегантности, сочетающейся с мудростью и деловыми способностями, которым позавидует любой мужчина. «Шестым чувством», о котором писал Л.Гумилев, композитор ощутила направление движения украинской музыки в мировое пространство. Десять лет назад в Одессе она положила начало уникальному международному фестивалю, обозначенному сейчас на мировой музыкальной карте как украинский центр новой музыки. В международный музыкальный процесс Кармелла ввела возглавляемую ею Украинскую ассоциацию новой музыки, предприняла смелые инновационные проекты.

Произведение композитора играют лучшие исполнители, специализирующиеся на современной музыке. Среди них французский «2Е 2М», «Ансамбль новой музыки. Цюрих», Базельский оркестр, германский «Клангхаймлих» и флейтистка Карин Ливайн, англичане Шеппард и Сильверторн. Но первыми и самыми верными спутниками композитора являются украинские музыканты, прежде всего «Київська камерата», «Archi», Национальный симфонический оркестр, квартет им. Н.Лысенко, «Фрески», солисты И.Ергиев, Й.Ерминь, А.Вийтович. По предложению дирижера В.Сиренко к своему юбилею Кармелла написала четвертую симфонию.

На юбилейном вечере Национальный ансамбль солистов «Київська камерата» (дирижер В.Матюхин), который играет и записывает большинство произведений Кармеллы, исполнил три ее камерные симфонии. Музыка композитора созвучна идее ансамбля, где каждый музыкант является солистом — личностью, стремящейся высказаться и быть услышанной. Именно на этом, на мой взгляд, зиждется музыка Кармеллы Цепколенко, ее творческая и жизненная позиция. Эту позицию Кармелла передает своим ученикам и своему сыну.