UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОЛНЕЧНО НА ОСЕННИХ УЛИЦАХ

Чем сильнее сжать пружину, тем с большей скоростью она распрямляется. Так часто бывает в жизни, и это соответствует закону физики...

Автор: Елена Сом-Сердюкова
О.Петрова. «Сине-желтое»

Чем сильнее сжать пружину, тем с большей скоростью она распрямляется. Так часто бывает в жизни, и это соответствует закону физики. В конкретной творческой жизни Ольги Петровой, художника, искусствоведа, доктора философии, профессора Киево-Могилянской академии, невероятный по интенсивности взлет пришелся на время, когда она отметила 40-летие творческой деятельности. Это презентация выставки «Диалоги» (галерея НаУКМА), представленная графическими иллюстрациями, повествующими об этапе ее вхождения в художественный процесс 1960-х годов, биографический указатель, где в фактах и хронологиях отражен ее путь, выставка живописи «Сбылось лето» во дворце искусств Украинский дом. В этом же году увидел свет каталог ее произведений, а заключительной акцией стала выставка «Солнечно» в галерее «Ирэна». Кстати, третья персональная выставка художницы в залах этой галереи. Еще раз невероятная активность Ольги Петровой достаточно элегантно переплелась с мощной трудоспособностью.

Срез времени и эпох, заложниками которого стали мы все, по логике самого среза, больше способен разрушать, уничтожать, отрицать. В подобные периоды комплекс действий пребывает в процессе и только ждет завершения. В этом смысле внутреннее чувство факта полноценной реализации личности, прочитываемое в названиях выставок Ольги Петровой, подталкивает к выводу — для некоторых персон лето не просто проходит, но сбывается. Это вселяет оптимизм посредством намека на определенную завершенность.

Автор неоднократно признавалась в любви к живописи: «Мне интересно творить... будоражит то, что может форма, пятно, фактура — именно живописные выразительные средства. У меня это первая такая любовь с краской, с поверхностью, я довольно поздно пришла к этому, но счастливые встречи бывают в разном возрасте...» — написано Ольгой Петровой для каталога 1995 года. С течением времени состояние влюбленности в живопись настоялось, как доброе вино, в смысле обретения качества.

Тема выставки «Солнечно», которую шире можно считать темой творчества, — воспевание сада Красоты, сада символа Рая, куда гостеприимно и искренне приглашает художница. Ее сады наполнены духом радостей зрелого человека, на пике юбилейной круговерти позволяющего себе сделать паузу, чтобы осознать, что уже пройдено и остается ли время воплотить все замыслы. Но это лишь небольшая пауза, в которой — сантименты к красоте живописного цвета и откровенность в выражении чувств.

В живописи О.Петровой бурлят эмоции, чувственность, настоящее женское отношение к цвету, и стремление гармонизировать пространство холста выплескивается через интенсивность, насыщенность палитры с единственным желанием — спеть гимн красоте, постепенно исчезающей с горизонтов души и тела, красоте, которую так уродовали и унижали в столетии прошлом.

Своеобразным протестом против безобразного, против ситуации, когда в концептуальных поисках оскверняют часто лишь ради голой идеи осквернения, можно воспринимать живопись Ольги Петровой, наиболее целостную в последней серии по настроению и стилю. Однако приоритеты индивидуальных трактовок художественных категорий как достояния недалекого прошлого даруют художнице смелость в поисках собственной категории красоты, которая в качестве эстетической составной во многом претерпела трансформации. Путь этого поиска предполагает право на ошибку, снова поиск, находку, интерпретацию, он проходит сквозь разные стилевые системы и в то же время постоянно находится в пространстве позитивных ценностей.

Раскованный в формулировании качества красивого, гордо и величественно, в живописном и философском единстве прорастает Сад Ольги Петровой. Изменчивость чувственных состояний и трогательность чувств отражены в ее холстах.

Умение творить сад красоты, гармонии и разума Ольга Петрова воплощает и в педагогической деятельности. Ее преданность студентам, искренность в общении с ними откликается уважением, благодарностью в сердцах молодых, где, словно в зеркале, ничего нельзя скрыть.

Творческое кредо художницы — «Физический спектр цветов проявляет идеальное по принципам, близким к византийской системе колоризма, — цвет воплощает Бога в качестве Света. Нефигуратив — путь к такому видению «духовным зрением». Это утверждение, сформулированное применительно к светской живописи, близко по смыслу к сакральной. Как писал Владимир Овсийчук: «Цвет в иконе является не только эмоциональным выражением, но стоит рядом с такими четко определенными особенностями, как целостность формы, мелодика линии и конструктивная ясность композиции, составляющими ее духовную силу, а все вместе творит то, что словами, казалось бы, не выразить — грандиозность мироощущения и величие духовного просветления».

На уровне культурного диалога, главным из достижений которого является, пожалуй, не столько проблема выражения своего мнения, сколько, скорее, способность слышать чужое, происходило становление Ольги Петровой как личности. Именно в таком понимании хотелось бы предложить «серьезную игру» в коллаже текстов, включенных в ее библиографический указатель, они, как «Нить Ариадны» (название одной из персональных выставок Ольги Петровой, 1999), надеемся, знают, куда вести.