UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОЛИСТКА

Среди имен молодых музыкантов-исполнителей, все чаще появляющихся на концертных афишах Киева, есть и имя виолончелистки Анны Нужи...

Автор: Юлия Гожик

Среди имен молодых музыкантов-исполнителей, все чаще появляющихся на концертных афишах Киева, есть и имя виолончелистки Анны Нужи. В свои 29 она - лауреат международных конкурсов, солистка Национальной филармонии, Дома камерной и органной музыки, наконец, заслуженная артистка Украины. Хотя, как призналась сама Анна, еще лет десять назад и не помышляла о карьере солистки, прилежно занимаясь в консерватории и готовя себя к камерному исполнительству.

Поворотным моментом в ее судьбе стала блестящая победа в 1992 году на международном конкурсе музыкантов-исполнителей им. Н.Лысенко (I премия), где, как писала пресса, «студентка 5 курса Киевской консерватории показала себя талантливым, зрелым музыкантом, продемонстрировав крепкую «школу» и высочайшего уровня исполнительскую культуру».

Далее события развивались по типичному в таких случаях сценарию: ассистентатура-стажировка в консерватории (класс профессора В.Червова), многочисленные концерты в Украине, зарубежные поездки, престижная работа (в то время таковой еще считалась работа в Доме камерной и органной музыки). В 1994 году А.Нужа на время покидает Киев и отправляется, используя случай, в Краков, где находится один из филиалов Европейской Моцарт-академии. Став ее студенткой, она получает возможность в течение года общаться с коллегами со всего мира и учиться у лучших европейских виолончелистов, таких мастеров экстра-класса, как Шандор Вейг, Дарио Дароза, Александр Лонгвич, Борис Пергаменщиков, Александр Сац, Рокко Филиппини.

Исполнительский образ Нужи очень мало похож на стереотип солиста, которого мы привыкли представлять сильным, волевым, уверенным в своей неотразимости, дерзким «чертякой», немного экзальтированным, в известной мере - позером. Захватить внимание слушателя, подчинить его своей воле, убедить в своей правоте, раз и навсегда покорить - вот психологическая установка, с которой он выходит на сцену.

Анна Нужа покоряет, но не волей и агрессивным напором, а мягкой женственностью и профессиональным мастерством. Ее неподражаемо обаятельная улыбка обезоруживает даже самых придирчивых. Всегда спокойная и собранная, Анна на своих концертах постепенно, от пьесы к пьесе, словно приоткрывает ларчик со своими сокровищами и предлагает (а не навязывает) их слушателю. Ей есть что показать. Не была бы она ученицей лучших.

В обширном репертуаре А.Нужи (Сен-Санс, Лало, Дворжак, Шостакович, Стравинский, Фалья, Вилла-Лобос, Мартину) особое место занимают баховские сюиты для виолончели, соло, произведения Гайдна и Хиндемита. Бах - святыня каждого виолончелиста: играть сюиты любят (но, к сожалению, не всегда умеют). А вот классический и неоклассический репертуар часто обходят вниманием, как заведомый «камень преткновения». Для Нужи этот материал, как наиболее близкий ее натуре, - прекрасная возможность проявить свои лучшие качества: безупречную шлифовку каждой детали, владение звуком, чувство формы. Мастером «искусства филиграней» Нужа предстает и в исполнении колоритных жанровых миниатюр Стравинского, Вилла-Лобаса, Фальи, демонстрируя умелое владение разнообразными штрихами: ярко-грубые бурдонные pizzicato, поскрипывающие pianissimo с сурдиной, полнозвучное legato, обнажающее виолончельный тембр во всем его неповторимом своеобразии, - «густой и тяжелый, как прогорклый, отравленный мед» (О.Мандельштам).

Большую часть времени и сил А.Нужа отдает участию в камерных ансамблях (фортепианный квинтет «Киев», международное украино-швейцарское трио «Маннато»), потому как сольные концерты - удовольствие для молодого музыканта, увы, нечастое и недешевое. Чтобы организовать себе сольный концерт, нужно сначала на него заработать. Или найти спонсора, который оплатил бы аренду зала, рекламу и прочие расходы. О прибыльности подобных предприятий говорить не приходится, поскольку обыватель купит билет скорее на Алену Апину, чем на концерт в филармонии, а просвещенный любитель (или, к примеру, «новый украинец») - на признанную «звезду» вроде Спивакова или Растроповича.

И, тем не менее, молодая, хрупкая женщина готовит новые программы (одна из них - «Музыка придворных капелл», составленная из произведений Боккерини, Вивальди, Гайдна, была показана 1 апреля в Доме камерной и органной музыки в дуэте с пианисткой Миланой Чернявской), ведет переговоры о сольном концерте с Национальным симфоническим оркестром, работает, прокладывая дорогу к слушателю. Ей есть что сказать. Не была бы она хоть и необычной, но - солисткой.