День музеев Подгорецкий дворец - памятник архитектуры позднего Ренесанса и барокко XVII–XVIII вв. - отметил музыкальной драмой по произведению Игоря Стравинского "История солдата". Этот дар зрителям преподнесли Львовская областная филармония и Львовская национальная галерея искусств им. Б.Возницкого.
Украина вновь открывает для себя произведения Игоря Стравинского, всемирно известного композитора родом с Волыни. Нынешний спектакль непривычен прежде всего тем, что проходил в помещении Подгорецкого дворца, занесенного в список памятников мирового значения. Впервые за несколько десятилетий здесь звучала музыка. Впрочем, сейчас памятник нуждается в немедленной реставрации. И спектакль - еще одна возможность напомнить власти о его существовании.
По словам заведующей музея-заповедника "Подгорецкий замок" Львовской национальной галереи искусств имени Б.Возницкого Светланы Мостовой, в последний раз реставрационные работы проходили здесь еще семь лет назад. Тогда отремонтировали лоджии, прогулочные террасы и ступеньки к ним. Однако за неимением денег реставрационных работ не закончили. Власть обещала средства на них продолжение, но обещания своего не выполнила. Сейчас в аварийном состоянии находятся подвальные помещения дворца, протекают прогулочные террасы, надо спасать павильоны, расположенные вблизи замка.
Произведение, поставленное в стенах Подгорецкого дворца, антимилитарное по смыслу. 1917 год. Продолжается Первая мировая война, в которой принимают участие 38 государств и которая забрала жизни более 10 млн солдат и мирных жителей.
Игорь Стравинский к тому времени уже несколько лет живет за границей. Из-за болезни жены в 1914 г. поселился в Швейцарии, где в 1917 г. создает "Историю солдата" на текст Шарля Фердинанда Рамю для трех исполнителей (Рассказчика, Солдата и Черта) и семи инструментов.
Премьера спектакля прошла 29 сентября 1918 г. в Лозанне, а спустя два года его представили на сцене Женевской оперы.
Как рассказал хореограф-постановщик Сергей Наенко, первый спектакль Игоря Стравинского во Львове состоялся в прошлом году, в рамках Международного фестиваля современной музыки "Контрасты". И прошел он с огромным успехом.
Однако нынешний - особый. Ведь проходил в стенах уникального архитектурного памятника.
"Это было неповторимо. У его стен есть своя память, пробивающаяся даже сквозь века, - и это трогательно, когда видишь такую непривычную атмосферу. Конечно, мы очень переживали. В Гусарском зале Подгорецкого дворца было мало места, и выступали очень молодые танцовщики. Для этого состава это было первое выступление. В спектакле заняты молодые танцовщики, артисты балета Львовского государственного академического театра оперы и балета им. С.Крушельницкой Елена Мыцко, Олег Ласка и Юрий Мартын".
Что касается самого спектакля, то постановщики следовали сюжету произведения И.Стравинского. Замечательный актер Юрий Глущук сыграл всех трех героев спектакля: Солдата, Принцессу и Черта, которых сделали сугубо балетными персонажами.
Сюжет "Истории солдата" (другое название - "Сказка о солдате") довольно прост. Солдат возвращается с войны. Звучит бравурная музыка. У него на душе радостно и вместе с тем тревожно. Он в предчувствии свидания с родными, невестой, друзьями. Но ему также есть много о чем подумать. События спектакля местами перекликаются с нынешними событиями в Украине. Сейчас солдаты тоже возвращаются домой после АТО. Они уже иные, а их друзья и родители продолжают оставаться такими, какими были раньше. И им не всегда понять солдата.
Как это часто бывает, в "Истории солдата" Игоря Стравинского с самого начала все пошло не так. Идет он по дороге, играет на скрипке. А Черт тут как тут. Только совсем не похож на него, скорее - на приличного мужчину. Услышав игру на скрипке, Черт предлагает Солдату подарить ему инструмент. На это Солдат никак не реагирует. Тогда Черт предлагает продать ему скрипку. И это остается без реакции. "А давай меняться", - не отстает Черт. За скрипку предлагает книгу. Ее даже читать не надо, достаточно только листать.
Книга не простая. Лишь полистай ее, соблазняет Черт, - и сразу разбогатеешь. А пока Солдат колеблется, предлагает заглянуть к нему в гости. Пообедать, выпить и научить его играть на скрипке. Не сдается Солдат. Ведь намеревался посетить мать, увидеться со своей невестой. Но Черт кого хочешь уговорит…
Произведение Игоря Стравинского, по мнению Сергея Наенко, очень и очень грустное. Потому что нельзя играть в игры с чертом. Это добром не заканчивается. У Солдата была семья, невеста, друзья. Но случилось так, что он их потерял. У него были большие богатства, но они не принесли ему счастья. Потому что не было у него души, любви. И это - вечная проблема.