«Шалость, единственно для смеху»… Этой цитатой определен в программке жанр спектакля «Крокодил» по Ф.Достоевскому, поставленного А.Ануровым в Национальном театре русской драмы им.Леси Украинки. Нет сомнения, что великий классик именно так и расценивал свое сатирическое произведение, в котором невероятное приключение Ивана Матвеевича (его проглотил крокодил!) послужило удивительному превращению смирного чиновника в «мессию».
«Из крокодила выйдет новый мир!» - провозглашает «жертва», комфортно обретаясь в утробе гигантской рептилии. Массивный Иван Матвеевич (А.Бондаренко) теперь исполнен великих идей и уверен, что его призвание - спасти человечество.
А человечество, явно не слишком стремящееся быть спасенным, представлено здесь несколькими гротескными персонажами, которые имеют прямую заинтересованность, чтобы «герой» никогда не покинул крокодилью утробу.
Красивая супруга «спасителя» Елена Ивановна (О.Сумская), наконец, обрела полнейшую свободу наслаждаться жизнью и совершенно не собирается утратить открывающиеся перспективы; молодой «друг дома» Семен Семенович (А.Мухарский) вообще дружил с Иваном Матвеевичем «по злобе» и с удовольствием ухаживает за «полувдовой»; другой, солидных лет, «друг дома» Тимофей Семенович (з.а. Украины Г.Дрозд) тоже не против вкусить запретный плод и, кроме того, имеет и «государственные соображения»: «Не было до сих пор подобного примера. Вот коли б был, то можно было б рассуждать, а так… пусть сидит там, в крокодиле, тихо». Что касается хозяина крокодила, напыщенного немца (н.а. Украины А.Решетников), и его жены (н.а. Украины В.Предаевич), то происшедший казус для них - золотое дно.
Вот и сидит себе наш герой в крокодиле и речи провозглашает, - оттуда ему виднее.
Еще одна цитата из программки: «И как авторы могут брать подобные сюжеты…» (Н.Гоголь, «Нос»).
Не обсуждая дела литературные и не тревожа великие тени, скажем, что «брать подобные сюжеты» для постановки на сцене - действительно большая смелость. Говорят, риск - благородное дело. В данном случае риск был значительно смягчен безусловным классом актерского мастерства. Ольга Сумская и Александр Бондаренко продемонстрировали блестящую музыкальную одаренность и чудесные вокальные данные. Струнный квартет играл Моцарта и Жобима прямо на сцене (уместная и изобретательная сценография А.Александровича-Дачевского, как всегда, была на высоте, - чего стоит, например, беседка в ориентальном стиле, символизирующая воображаемого крокодила!). Много усилий приложили Георгий Дрозд, Анатолий Решетников и Вера Предаевич, дабы персонифицировать своих персонажей, - и это им в конечном счете удалось (отличный актерский ансамбль имеет театр русской драмы!). Но…
Столько выдумки, столько темперамента, а спектакль буксует на месте. Монологи исполнены нестареющей социальной сатиры, а тянутся утомительно долго. Ожидаемый финал наступает неожиданно, что называется, на ровном месте.
Парадокс: прекрасные театральные актеры работают самоотверженно, на сцене - все, что должно быть. Все, кроме… театра.
С этим как-то не сложилось…
«Настанет скука и тоска», - по другому поводу произносит один из персонажей, и такая перспектива не выглядит привлекательной.
Говорят, все жанры хороши, кроме…