UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОБРАНИЕ УМНИКОВ И УМНИЦ ПОД ОДНОЙ ОБЛОЖКОЙ

Два года подряд интеллектуальная столичная элита ведёт крестовый поход посредством фестиваля-ма...

Автор: Ольга Стельмашевская

Два года подряд интеллектуальная столичная элита ведёт крестовый поход посредством фестиваля-мастерской исключительного кино «Украинские альтернативы» против беспросветности, безынициативности, безыдейности, беспомощности, et сetera... в национальной кинокультуре.

За эти годы два фестиваля, публичные дискуссии «круглых столов» (с обобщающими кино-культурологический процесс темами: «История и игра», «Мистерии плоти: перспективы отечественного кино «про это», «Аутсайдеры, как (не)возможные герои украинского фильма», «Отечественный киноэкран: между смешным и ужасным»), учреждение профессионально-общественного объединения «Бюро украинской киножурналистики» (БУК) накопили бесценный аналитический архив, состоящий из скрупулёзных записей всех обсуждений, газетных материалов, анкетирования и т.д.

Инициировав сей «поход коллективного интеллекта» на истину об отечественном кинопроцессе, критик и киновед Александр Рутковский не успокоился на достигнутом, а решил оставить во благо потомков книжное слово — хроники вышеупомянутых общественных обсуждений «Украинское кино: идентификация во времени». Именно так называется книга, презентация которой состоялась накануне Пасхи со светлой мыслью о возрождении (воскрешении) бурной жизни национального кинематографа.

Сразу оговорюсь, что это научное издание адресовано отнюдь не только профессиональным деятелям кино, культурологам, студентам или аспирантам творческих вузов, т.е. в понимании обывателя — всем «книжным червям». Даже не вдаваясь глубоко в 194-страничное издание, можно смело сказать: перед нами настоящий бестселлер, скроенный, как любой хит, из всех жанров. Здесь и комедия, и трагедия, и драма, и мелодрама, и мыльная опера, и агитка, и даже утопия в виде опубликованных государственных документов и законов о кино и кинопроизводстве.

В орбите книги вращаются более 100 персоналий, так или иначе рассуждающих, анализирующих, спорящих, взывающих, осуждающих, констатирующих современное состояние украинского кинематографа со всеми его надуманными или действительными проблемами. Александру Рутковскому удалось создать удивительно точную картину видения теоретиками и практиками украинского кинематографа с акцентированием на проблеме его самоопределения в национальном историко-временном измерении.

Посему много страниц в книге посвящено жанру исторического фильма («История и игра», «Например, «Чингисхан», «Феномен «Мазепы»). Но не забыты и проблемы молодого кино («Молодость-2001: взгляд с середины и извне», «Новая киношкола: итоги-2002»). Все эти темы обсуждаются киноведами, музыковедами, театроведами, журналистами, кинорежиссёрами, кинооператорами, педагогами, литераторами, философами, политологами, этнологами, историками, фольклористами, чиновниками и, наконец, священнослужителями и студентами. Интересно сравнивать мысли от культурологов Сергея Крымского и Вадима Скуратовского, писательницы Оксаны Забужко, политолога Владимира Малинковича, философа Сергея Пролеева и т.д. с очень часто дельными высказываниями студентов: будущих режиссёров, операторов, киноведов. Причём обсуждения лишены каких-либо иерархических условностей (безусловно, в этом заслуга и руководителей проекта «Украинские альтернативы» — Сергея Пролеева и Александра Рутковского): профессура и студенчество, госслужащий и простой зритель, известный деятель культуры и рядовой её потребитель. Зато чувствуется, кто высказывался откровенно, а кто, руководствуясь клановыми интересами, кто с позиций чисто вкусовых, а кто, опираясь на опыт и компетентность в том или ином вопросе.

Надо сказать, что, возможно, не преследуя такой цели, но благодаря книге, удалось создать довольно-таки любопытный собирательный портрет украинской интеллектуальной элиты, ментальность, культура, психология, образованность и образование, вкус и порядочность, честность и заангажированность, мифотворчество и декларативность которой напрямую связаны с удачами, а в большей степени неудачами того же украинского кинематографа.

Но так или иначе будущие историки кино получили надёжный фактический источник со всей его полифоничностью и полифункциональностью. Помимо самих хроник и государственных документов, книга снабжена подробным именным указателем участников обсуждений, результатами опросов кинокритиков на предмет лучших фильмов кино- и видеорепертуара 2002 года, указателем фильмов, дайджестом прессы, а также показательными списками фильмов, завершенных производством по госзаказу за 2001–2002 гг., и фильмов, что получили международные награды на протяжении 2001-2002 гг.

Второй том будет называться «Украинское кино»: евроформат». Тогда мы точно поймём, что делать, быть или не быть, кто виноват и камо грядеши…