UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОБОР ЗА ЗАБОРОМ

О нем как-то подзабыли. Вроде все так же устремлены вверх два его шпиля, вроде все тот же псевдоготи...

Автор: Юрий Чекан

О нем как-то подзабыли. Вроде все так же устремлены вверх два его шпиля, вроде все тот же псевдоготический стиль, вроде все по-старому… Но что-то пронеслось в воздухе о недоразумениях с парафией, какие-то слухи об аварийном положении, несколько лет подряд почти что отсутствовали афиши на стендах — и неустойчивое внимание слушателей переключилось на иные, более раскрученные залы. А тут еще забор перед входом и леса вокруг купола. Затяжной ремонт? Реставрация? Перестройка?

Впрочем, сегодня, несмотря ни на что Национальный дом органной и камерной музыки функционирует довольно-таки активно. Регулярно проходят премьеры монументальных вокально-симфонических произведений. В конце прошлого концертного сезона, например, впервые в его стенах прозвучали «Иоанн Дамаскин» С.Танеева и баховские «Страсти по Иоанну». Любители органного искусства все так же, как и десять, и двадцать лет назад, спешат на встречу с королем инструментов. А творческий состав Дома стремится максимально удовлетворить запросы почитателей, проводя тематические циклы (кстати, концертом цикла «Шедевры органной музыки» Валерия Балаховская открыла нынешний сезон), приглашая солистов-органистов из других городов Украины и даже устроив международный фестиваль органной музыки. И все же у Дома — множество проблем. Музыкальных, творческих, организационных, финансовых…

Слушатель

Взять хотя бы проблему слушателя. Сегодня, хотя билеты в органный зал чуть ли не самые дешевые в Киеве (практически на любой концерт можно попасть всего лишь за две гривни, а цена наиболее дорогих мест — пятнадцать гривен), публики в зале немного — в основном музыканты и их дети, студенчество. Конечно же, сказалось длительное отсутствие информации и рекламы. Нельзя сбрасывать со счетов и катастрофическое уменьшение количества учащихся музыкальных школ (по статистике раньше в музыкальной школе обучалось до 50% учеников общеобразовательных школ, теперь — около 1%) — основной контингент потенциальных слушателей. Ведь специфика камерной музыки, помимо прочего, состоит в том, что она по сути своей элитарна, требует определенной базы специальных знаний и довольно-таки солидный опыт восприятия академической музыки. Да и повальная мода на орган (поддерживаемая в советское время некоей оппозиционностью органно-духовной музыки по отношению ко всей тоталитарно-атеистической культуре) поуменьшилась. Все вместе просто способствовало оттоку слушателей…

Но Дом борется за свою аудиторию — и поддерживая социально приемлемый уровень цен на билеты, и формируя программы, которые могут удовлетворить самые разные вкусы, и, наконец, целенаправленно и скрупулезно трудясь во имя завтрашнего дня — воспитывая своего слушателя, формируя его потребности и запросы. В этом сезоне, например, органистка Ольгой Дмитренко инициировала организацию постоянно действующих дневных субботних концертов именно для школьников, учащихся, студентов, то есть для тех, кто завтра составит основу слушательской аудитории.

Ноты

Другая ежедневная головная боль музыкантов органного дома — нотный материал. Скажем, премьера мессы Шуберта в прошлом сезоне была продирижирована по клавиру, а не по партитуре! «Все время и нам, и слушателям хочется новых программ, — говорит художественный руководитель Дома Татьяна Стахурская. Но, к сожалению, часто непреодолимое препятствие, встающее практически перед всеми коллективами и артистами Дома, — это банальное отсутствие нот. Покупать их негде. Поэтому достаем любыми путями — переписывая, переснимая, ксерокопируя, обменивая, пытаемся даже арендовать, что тоже не всегда просто, потому что создает конкуренцию, которой многие опасаются. Хочет, например, Ансамбль классической музыки имени Б.Лятошинского сделать серию премьер Верди, Шютца, Моцарта, Баха. Планы большие, рассчитанные не на один сезон, но уже ближайшая премьера ми-бемоль мажорной мессы Шуберта осложнена отсутствием партитуры. И это касается не только Ансамбля классической музыки, это касается всех наших артистов».

У Дома, конечно же, есть небольшая нотная библиотека. В ней немного вокальных нот, собранных когда-то основателем украинской органной школы и Дома Арсением Котляревским. Виктор Михайлович Иконник создал весьма удовлетворительный фонд — в основном, музыки эпохи барокко. Но этого катастрофически мало для регулярного обновления репертуара! Кстати, ноты знаменитой баховской коллекции, возвращенные Германии, так и не были озвучены в Украине. Кому бы это сделать, как не Дому органной и камерной музыки? Ведь в его составе — хор и оркестр Ансамбля классической музыки имени Лятошинского, солисты-органисты, клавесинисты, певцы… «Мы неоднократно предлагали свои услуги, — говорит Т.Стахурская, — а по возможностям они уникальны — ведь у нас есть все для качественного исполнения именно барочной музыки. Но нас к этой коллекции, не знаю, исходя из каких соображений, не допустили. У нас была идея сделать большой цикл концертов, чтобы озвучить баховскую коллекцию. Но следовала отговорка за отговоркой — и мы от этой идеи вынуждены были отказаться».

А жаль! Ведь, если бы копии баховской библиотеки были переданы Дому — одновременно решилось бы несколько важных задач: и мощная творческая организация получила бы так необходимый ей нотный материал, и концертная жизнь Киева обогатилась бы новыми барочными красками…

Церковь

Сегодня здание Национального дома органной и камерной музыки — одновременно концертная площадка и действующая парафия. И хотя два принципиально разных культурных института — светский и духовный — уживаются мирно, идя на взаимные уступки и компромиссы, не мешая друг другу, потенциальная зона напряжения в таком сосуществовании все же есть. Действительно, разве не правомерно желание парафии обеспечить постоянный — на протяжении всего дня — доступ верующих в храм? С другой стороны, у концертной организации свой рабочий график, не только вечерние концерты, но и напряженные дневные репетиции, не предполагающие присутствия посторонних.

Зал

Дом — не только творческий организм, имеющий свои коллективы, стратегическая цель которых исполнение преимущественно западноевропейской музыки эпохи барокко. Кстати, акустические свойства помещения как нельзя лучше подходят именно для этой музыки, привнесшей в европейскую культуру пространственное глубинное измерение. Дом — это и гостеприимная концертная площадка, открытая для разной по жанровому и стилевому облику камерной музыки. Крепкие связи установились у Дома с ансамблем солистов «Киевская камерата», регулярно выступающим в его стенах (замечу попутно, что концерт «Камераты» с концептуальной программой из произведений В.Губаренко, И.Щербакова, В.Загорцева, В.Сильвестрова, Е.Станковича и О.Кивы, пожалуй, наиболее заметное событие нынешнего Феста). К 60-летию трагедии Бабьего Яра состоится благотворительный концерт-реквием памяти жертв и насилия, в котором примут участие Лариса Кадырова, А.Паламаренко, Квартет им.Лысенко, а также известные украинские поэты. Таких программ и выступлений в активе Дома немало.

Если концерты отечественных, точнее, столичных коллективов достаточно регулярны, то систематические гастроли видных зарубежных исполнителей для Дома — несбыточная (прежде всего, финансово) мечта. Как не вспомнить переаншлаг на концерте хора Вестминстерского аббатства, состоявшийся лет шесть назад! Но это — в прошлом, а нынче без государственной поддержки такие акции выглядят утопично. К величайшему сожалению. Ведь возможности этого зала — уникальны.

* * *

Капитальный ремонт, подготовка проектной документации, финансирование гастрольной деятельности, поиск новых голосов и произведений, планы реконструкции органа — все это признаки сложной, исполненной противоречий и напряжения жизни Национального дома органной и камерной музыки, сегодня — собора за забором. Уверен, за забором временным.