UA / RU
Поддержать ZN.ua

СНОВА ТУДА, ГДЕ МОРЕ ОГНЕЙ

Суха теория, мой друг, но древо жизни пышно зеленеет Вольфганг Гете. Родившись не в театрах, а на по...

Автор: Владимир Фандралюк

Суха теория, мой друг, но древо жизни пышно зеленеет

Вольфганг Гете.

Родившись не в театрах, а на подмостках парижских улиц, оперетта идеально обличала пороки высшего общества: последствия событий разгрома Парижской коммуны были для Франции более чем печальными - хаос, сумятица, разврат. Основным оружием оперетты стала едкая, острая сатира, высмеивающая полную нравственную деградацию сильных мира сего. Набравшись творческих сил, веселые, задиристые уличные представления, сопровождавшиеся красочными канканами, по праву заняли свое место на театральных подмостках. Первые оперетты Эрве и Лекока были одноактными.

Если от жарких саркастических атак оперетты вздрагивала в страхе высшая знать Франции, становится понятным и естественным, что новый, прогрессивный жанр европейской музыкальной культуры в Российской империи встретили просто-напросто в штыки. При помощи переводчиков сатирическую основу французской оперетты в России смели, оставив только эффект внешнего раздражения, оболочку, шелуху. Двадцатый век застал оперетту в России в ослабленном, угасающем, тлеющем состоянии. В памяти историков она осталась динамитом, подложенным под самодержавие.

В Советской России толчком для развития оперетты стал нэп. Оперетту повели в рестораны, кафе, парки. Она стала прикладным развлечением. А в Западной Европе в это же время происходил бурный расцвет оперетты. Ведущее положение не только в Европе, но и во всем мире занимает венская оперетта (Иоганн Штраус, Ференц Легар, Имре Кальман), которая, опираясь на достижения французов (во главе с блистательным Жаком Оффенбахом), добилась признания на всех континентах. Появления фундаментальной оперетты на советских подмостках оставалось ждать уже недолго - прекрасная гостья стучалась в железные ворота социализма все сильнее и настойчивее.

С 1933 г. в Украине работала передвижная труппа под руководством Бориса Бенедиктова. Эта труппа и стала основой Киевского государственного театра музыкальной комедии. Основой репертуара передвижной труппы Б.Бенедиктова прочно стала оперетта. Накопив творческий опыт в разъездах («Жрица огня» Валентинова - в Умани, «Фиалка Монмартра» Кальмана - в Саратове, 1933 г), Борис Бенедиктов принимает решение создать стационарный театр музыкальной комедии в Киеве. 13 января

1934 г. состоялась премьера Киевского государственного театра музыкальной комедии - «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. В 1935 г. - премьера спектакля на украинском языке - «Продавец птиц» Карла Целлера.

Наиболее яркие страницы деятельности театра связаны с именем Алексея Рябова: «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Свадьба в Малиновке» (в Москве - «Свадьба в Малиновке» Александрова).

В 1966 г., игнорируя предрассудки, театр вернулся к исконному названию - с тех пор он называется Киевским государственным театром оперетты и по сей день является единственным театром оперетты в Украине.

Начнем с того, что названием «музыкальная комедия» прикрывались, боясь запачкаться о слово «оперетта» (буржуазная мораль, флирт, красивые женщины, канкан). Но суть различия - не в этом. Все дело в масштабе действующих лиц, зримых и незримых, принимающих участие в спектаклях: оркестр, хор, танцевальный коллектив театра.

Вершиной классической оперетты является так называемая неовенская оперетта в лице Имре Кальмана, а вершиной творчества Кальмана является «Сильва» - парафраз «Дамы с камелиями» Александра Дюма и, естественно, «Травиаты» Джузеппе Верди, только с юмором и счастливым финалом.

С появлением джаза (официальной датой рождения принято считать 1915 год) в США сформировался сподвижник классической оперетты - мюзикл, получивший признание во всем мире. Типичный образец мюзикла - «Моя прекрасная леди» американца Ф.Лоу. Классическая оперетта и мюзикл составляют основу репертуара сегодняшних театров мира и Европы, в том числе и киевского.

Сегодня дело Бенедиктова - в крепких, надежных руках. Дружный союз опыта и молодости, которому по плечу практически любые творческие задачи. В театре оперетты - великолепные артисты и в оркестре, и в хоре, и в танцевальном коллективе.

В период гастролей в Хорватию европейская пресса отметила: «Киевский театр оперетты - абсолютно профессионален, соответствует высоким современным европейским стандартам».