UA / RU
Поддержать ZN.ua

СНАДОБЬЯ ОТ ВРЕМЕНИ

Трембиту бойки делают из смереки, в которую ударила молния, — такое дерево крепкое, не засохнет, не треснет...

Автор: Ирина Андрийчук

Трембиту бойки делают из смереки, в которую ударила молния, — такое дерево крепкое, не засохнет, не треснет. А если уж дунуть в нее, то звук будет — на все Карпаты. Об этом рассказал Михаил Хай, известный собиратель и исполнитель народной инструментальной музыки, обрядовых песен и эпических дум, доцент кафедры музыкальной фольклористики Национальной музыкальной академии Украины им. П.Чайковского — до недавнего времени консерватории. Именно трембита оповестила о начале презентации книги пана Хая «Музика Бойківщини» в книжном магазине-кафе «Цитрус» на Бессарабке. Ее мощный звук контрастировал с нивелирующей городской масскультурой, толпами девочек-Барби различного возраста и фанфанами-мужчинами... Собственно, эта самая большая дудка является намеком на духовную потенцию и терпеливость украинцев, на некоторые негативные особенности национального характера. Например, сдерживание собственных чувств и утаивание интересов, которые «враги» определяют как «кукиш в кармане», а украинцы — смущенно — «моя хата с краю». А лучшие национальные черты можно обнаружить в фольклоре — нашем выкристаллизованном столетиями коллективном сознании — и прозрачном, непредвзято-детском восприятии мира. Эксперт по этнографии Хай относится к наследству бережно, по-реконструкторски, не выцеживая из безграничного фольклорного источника шутовски-шароварные ресторанные хиты.

Присутствующие на презентации Нина Матвиенко, Петр Гончар, Кирилл Стеценко, бывшие здесь в роли зрителей, одними из первых купили книгу. Приятным развлечением для друзей и гостей стал небольшой концерт, на котором можно было услышать аутентичные, «необработанные» перлы (этнографы печально шутят: «была песня — взяли и обработали») в исполнении композиторов Алексея Кабанова и Александра Перцева, — тоже признак особого отношения музыкальной богемы к фольклору.

Книжек, аналогичных «Музиці Бойківщини» (она вышла при поддержке господина Уильяма Нолла из Канады в издательстве «Родовід»), в советские и постсоветские времена выходило одна- две. (Но меценатство в культурной сфере — это отдельная тема для другой статьи.) По значению и глубине проникновения в тему труд Михаила Хая можно поставить в один ряд с исследованиями Мыколы Лысенко, первым начавшим основательно изучать конструкции народных музыкальных инструментов, репертуар, приемы игры и исполнения отдельных музыкантов. Это — итог двадцатилетней исследовательской деятельности, экспедиций в глухие села Бойковщины, общение с носителями культурных традиций — народными музыкантами. В книге представлена география бытования скрипки, дрымбы, цимбал, баса, любовно приведены диалектические названия всех распространенных на территории инструментов и их отдельных частей.

Пожалуй, мы все-таки умеем не только жаловаться: интересно, что презентация «Музики Бойківщини» состоялась сразу же после вечера с иронической Дарьей Донцовой, представившей киевлянам свой новый детектив. Кроме этого, в книжном магазине уже перебывало немало современных писателей из Европы...