UA / RU
Поддержать ZN.ua

СМЕТА НОСТАЛЬГИИ

Художники, конечно, тоже живые люди и подвержены тем же формам иллюзий, что и остальное человечество...

Автор: Олег Смаль
Работы Натальи и Евгения Деревянко

Художники, конечно, тоже живые люди и подвержены тем же формам иллюзий, что и остальное человечество. Они верят в то, что завтра будет лучше и в окошко мастерской обязательно постучит фортуна с полным рюкзаком творческих успехов за плечами. Иногда художников начинает терзать неудовлетворенность графиком движения машины времени, выбросившей их не в том месте и не в тот момент истории. Эх, если бы сейчас был ренессанс с разнообразными коварными, но щедрыми Медичи, платившими авансы и не требовавшими готовую работу. Или хотя бы динамичный ХІХ век. Шагаешь по Монмартру: «Бон жур, коллега Мане! О ревуар, коллега Моне!» Хорошо, компромисс! Пускай сегодня будет 1980 год. Бабахнешь артелью Леонида Ильича гектарного размера, вздыбишь над Крещатиком — и год ты свободный художник... Но, думаю, нам стоит искренне радоваться, что вокруг бурлит третье тысячелетие, о котором так мечтали мозговитые фантасты-футуристы. Многие из них не дотянули до этого счастья, а мы еще ковыряемся...

Чтобы немного пригасить приступы ностальгии и убедить ретроидеалистов в том, что Тейты и Третьяковы и в прошлом не были настойчивыми и щедрыми на любовь к искусству, позвольте познакомить с фрагментом прейскуранта на произведения признанных сегодня гениев. Цены нью-йоркских аукционов 1923 года приводит в своем письме из Америки академик Игорь Грабарь: Сезанн — 1,600, Коро — 200, Ренуар — 200, Гейнсборо — 1150, Тернер — 2300, Курбе — 2500. Конечно, доллар тогда был не тот, что сегодня, но все равно не густо... По случаю приведу еще одну цитату из Грабаря: «Мы потеряли всякое представление о подлинной и абсолютной ценности золотых денег и валюты, а, потеряв этот инстинкт, мы хватили в своих оценках такие тысячи долларов, что американцы со смеху покатывались... Кустодиев — милый, скромный человек поставил за свои вещи по 20 000 и 15 000 долларов».

Вывод довольно прозрачный — настоящее искусство не было и не будет косилкой для плантаций «зелени». Впрочем, большинство художников прекрасно осознают этот факт и все же днюют и ночуют в своих мастерских.

Правда, продолжительное созерцание своего мольберта порой дает какие-то фантастические клаустрофобические осложнения, хорошо что с примесью юмора. Своими квадратными демонами в галерее «Ательє Карась» поделился Винни (в некоторых случаях — Константин) Реунов. Выставка к искусству никакого отношения не имеет, разве что к сатире. То, что «так может каждый», — абсолютная правда, необходимые компоненты — валик и несколько жестянок с краской — доступны всем смертным.

К течению «так может каждый» можно причислить и проект Алексея Малых «Шаман и Венера», презентованный в МСМ «Совиарт». Если у вас есть вдохновение и какая-то каморка с различными обломками и тряпьем, смело беритесь за дело. А если в хозяйстве имеется маленький электродвигатель (чтобы заставить тряпье и щепки шевелиться) и сборник произведений М.Коцюбинского (чтобы раскопать там мудрое слово типа «мольфарство») — успех вам обеспечен!

Название выставки, экспонирующейся в Большом зале Союза художников Украины, — «350 років потому» сразу же дает понять, какому юбилею она посвящена. Если смотреть на эту выставку сквозь призму слов Шевченко «доборолась Україна до самого краю», то задачу свою она выполняет. Но среди работ постоянных участников всяких авангардных потуг Александра и Тамары Бабаков, Петра Бевзы, Петра Гончара, Андрея Гоцуенко, Андрея Накорчевского, Оксаны Плысюк, Романа Романишина, Тимо Свирели, Юлии Толмачевой, Игоря Яремчука меня поразила только одна. Это видеофильм «Пори року на майдані» Оксаны Плисюк. Ужасающая лента, хотя абсолютно документальная. Фиксация метаморфоз, происшедших с архитектурным решением Майдана Незалежности, производит впечатление экранизации «Войны миров» Герберта Уэлса — полная иллюзия вторжения бездушных марсиан.

Как тут не процитировать еще раз И.Грабаря «М.М. (Мария Михайловна Мещерина-Грабарь), попавшая впервые в этот подлинный рай земной, просто глазам своим не верила. Какой Днепр — он в разливе еще, — какая сказочная ширь, да еще с таких высоких гор, сплошь поросших снизу доверху каштановыми деревьями в цвету. Другого такого города нет ни в нашей стране, ни в других странах». Как много дров можно наломать за полстолетия — много ли людей сегодня могли бы подписаться под этими искренними оценками Киева старого мудрого академика? Неужели он останется прекрасным только в произведениях художников и восстанавливать окружающий мир придется, всматриваясь в работы Игоря Прокофьева, которые экспонируются в «Галереї,36», или Галины Кисляковой в галерее «Акварель», или Евгения и Натальи Деревянко в галерее «Триптих», или?.. Слава богу, художники не утрачивают желания творить рай земной. Надеюсь, им хватит вдохновения. Земля — для землян. Марсиане не пройдут!