«Черная орхидея» - так называли знаменитую итальянскую киноактрису 30-х годов Дорис Дюранти.
Вся жизнь Доры Франки Пагани, как назвали будущую кинозвезду при рождении была отмечена печалью скандала. В возрасте 16 лет Дора покинула родительский дом и бежала из Португалии в Италию, где надеялась найти свое место в жизни. Молоденькая и весьма привлекательная девушка не ошиблась в выборе и уже через два года дебютировала в фильме Ромоло Марселлини «Бронзовые часовые». Так появилась на свет Дорис Дюран (поначалу для благозвучности ею был выбран французский псевдоним).
Взлет Дюранти был стремителен: буквально за два года красота и связи позволили ей занять одно из ведущих мест в итальянском кинематографе. Отчасти этому помогло и то, что в предвоенные годы в Италии перестали демонстрировать голливудские фильмы, и, не имея конкуренток в лице американских кинозвезд, актриса довольно быстро стала примадонной.
Утверждению Дюранти в этом качестве (ее единственной соперницей считалась Клара Калами) способствовал выход на экраны в конце 30-х годов таких фильмов с ее участием, как «Бриллианты» и «Сельская кавалерия». Дюранти была популярна не только в Италии, но и в предвоенной Франции, где снялась в киноверсии пьесы Виктора Гюго «Король забавляется» с Мишелем Симоном. Однако, несмотря на несомненные актерские данные и несколько достаточно прилично сыгранных ролей, самым высоким достижением актрисы все сочли работу в картине Флавио Кальзавара «Кармела», где она явила миру свою обнаженную грудь - впервые в истории итальянского кино.
Наибольшим же образом утверждению ее в качестве официальной примадонны фашистской Италии, способствовала многолетняя связь с тогдашним министром культуры Aлессандро Паволини.
После войны и падения режима дуче начался закат карьеры Дорис Дюранти. Актрисе с трудом удалось избежать суда. Выйдя в конце войны замуж за гражданина Швейцарии, она как подданная независимой страны смогла беспрепятственно уехать в Южную Aмерику, а когда антифашистская лихорадка в стране пошла на убыль, вновь вернулась в Италию. В конце 40-х - начале 50-х Дюранти сыграла еще несколько ролей. Однако тянущаяся за ней скандальная слава бывшей любовницы фашистского министра и уход из кино старого поколения режиссеров привели к тому, что вскоре она осталась без работы.
С начала 60-х отошедшая актриса поселяется на острове Сен-Доминик и начинает писать воспоминания. Почти 20 лет понадобилось ей, чтобы завершить книгу. В конце 80-х мемуары Дюранти «Я могла бы добиться большего» вышли в свет и вызвали невероятный скандал.
Кроме весьма откровенных сведений о многочисленных государственных деятелях Италии, Дорис подробно останавливается на своем успехе у фашистских бонз, в частности приводит комплименты, которые расточали ей дуче, фюрер и Геббельс. Примадонна фашистской Италии нисколько не жалеет о прожитой жизни. «Я никогда не считала, что олицетворяю фашистский режим, как пытались упрекнуть меня мои враги, - пишет Дюранти. - Я актриса, и единственное, что меня интересовало, - это творческий успех, как и положено актрисе, и успех у мужчин, как и положено женщине. Ни то, ни другое нельзя считать преступлением против совести или закона. Тем же, кто пытается это опровергнуть, я советую посмотреть киноленты с моим участием.
Недавно в возрасте 76 лет «Черная орхидея» скончалась на острове Сен-Доминик.