В столице завершился десятый международный «Форум музыки молодых». По традиции в нем участвовали начинающие академические композиторы и их коллеги-исполнители из разных регионов Украины — Киева, Одессы, Харькова, Донецка, Львова и из-за рубежа.
«Списочный состав» участников феста разнообразен — выпускники, студенты и аспиранты Национальной академии им.Чайковского, киевский ансамбль новой музыки «Рикошет», львовский вокальный ансамбль A cappella Leopolis, камерный ансамбль из Швейцарии и другие гости. Играют не только произведения украинских авторов. Звучит музыка Франции, Литвы, США, Нидерландов, Сирии, Польши, Грузии — от старинной до совсем свежей, еще «теплой».
В рамках фестиваля в Украинском доме состоялся концерт-марафон джазовой, новой импровизационной и электронной музыки памяти Александра Нестерова – пожалуй, единственное заметное событие в рамках форума. Этот марафон был посвящен бесспорному лидеру украинского музыкального авангарда 80—90-х Александру Нестерову (1954—2005), умершему от неизлечимого недуга. Придя в профессиональную музыку уже взрослым человеком со студенческой скамьи КИСИ, Нестеров стал воплощением украинского музыкального креатива. Он сделал то, что пока удается не многим украинским музыкантам, работающим в авангарде. С годами его поиски выразились в музыке к спектаклям и трем кинофильмам, а также в семи аудиоальбомах. В 1993 году Нестеров организовал и провел в Украинском доме масштабный форум европейской авангардной музыки «Новая территория», давший импульс развитию этого направления в Украине. Документальный фильм Юрия Зморовича, рассказывающий о том событии, демонстрировался в фойе перед началом марафона.
Впоследствии Нестеров участвовал в международных фестивалях современной музыки «Контрасты», проектах «Время. Простор. Музыка 2000», выступал с концертом «Хорошо препарированный клавир» на Форуме музыки молодых-2003. Первый международный фестиваль «Детали звука-2005» начался его записью «Динамические MIDIтации». Нестеров играл классический джаз на контрабасе, был отличным джаз-роковым бас-гитаристом, исполнявшим и фри-джаз, и новую импровизационную музыку. Он обожал американскую группу «Чикаго», отлично владел бас-гитарой и переиграл музыку самых разных направлений. К тому же был умельцем нестандартной перкуссии, фагота, сопилки, препарированного фортепиано, с помощью которых воплощал свои смелые, свежие, органичные композиторские замыслы.
Концерт памяти Нестерова инициировали его семья и группа музыкантов, хранящих о нем добрую память.
Среди удач этого марафона отмечу саксофонный дуэт россиянина Сергея Летова и львовянина Юрия Яремчука, некогда участников «Русско-украинского проекта». Именно они стали наиболее креативной и сыгранной парой проекта. Московский виолончелист Владислав Макаров интересно прозвучал в трио с Сергеем Хмелёвым (перкуссия) и третьим россиянином концерта Алексеем Борисовым (электроника). Впрочем, затем, без акустических партнеров, Алексей, как и другие представители электронной квоты марафона — Kotra, Андрей Кириченко и Алла Загайкевич, — в своих поисках не столько привлекли, сколько отпугнули собравшуюся публику. Слушатели мигрировали по залу, расходились или отправлялись расслабиться в буфет, поскольку откровенно депрессивная, маловразумительная и однообразная музыка, несмотря на добрые намерения ее исполнителей, явно не привлекала… Среди остальных неоимпровизаторов отмечу акустическое трио САТ (скрипка — Сергей Охримчук, баян — Александр Клименко, гитара — Михаил Стрельников); играющего на чем и как попало Юрия Зморовича и Петра Товстуху — фортепиано. К сожалению, львиная доля происходившего на сцене пятичасового сверхимпровизированного действа была интересна в основном только тем, кто на этой сцене находился...
А ностальгической нотой по ушедшей джазовой молодости и сломанным крыльям удивительного музыканта Нестерова стали две композиции «НА» и «День открытых дверей» (Сергей Сметанин — гитара, Олег Путятин — бас-гитара, Сергей Хмелев — ударные, Григорий Махно — губная гармоника, Игорь Рудый — тенор-саксофон).
И напоследок... Известный украинский джазовый пианист Петр Пашков рассказал об Александре Нестерове на украинском джазовом портале uajazz.com: «Некоторое время поработав на сцене с Николаем Гнатюком в пик его популярности, Саша навсегда завязал с продажей своего таланта. Никогда не участвовал в чужих проектах, не играл в ресторанах, клубах, казино, на частных вечеринках. «Я должен играть только свою музыку», — говорил он. Жил с мамой очень скромно, играл несколько концертов в год, записывал диски, деньги для издания занимал. Незадолго до смерти они продали дом и купили две квартиры, одну из которых сдавали. Так материальная проблема была решена, появились средства и для ухода за мамой, она очень болела. Ее Александр выходил, а себя проглядел. В итоге и мать умерла буквально вслед за ним... Саша очень досадовал, что не может найти человека, занявшего ему 6000, и до самой смерти держал их наготове, чтобы отдать.
Творчество его было сугубо авангардной направленности имело большой резонанс в Европе, были и выгодные приглашения, но... «На кого я оставлю маму, у нее ведь никого, кроме меня нет?» Так он никуда и не ездил…»