UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЛЕЗЫ НА ПАЛИТРЕ

Большинство художников — народ неразговорчивый. Театр у микрофона и телекамеры — не их вотчина. Н...

Автор: Олег Смаль
В.Иванов. «Хаты. Перекрестки моего детства»

Большинство художников — народ неразговорчивый. Театр у микрофона и телекамеры — не их вотчина. Но если они начинают выворачивать свою душу не в привычных им мазках, штрихах или пластических формах, а в монологах — значит, все-таки что-то не так в художественном королевстве. Тяжело слышать от художника, чье творчество стоит стен и залов Лувров, Эрмитажей, Тейтов, Метрополитенов, такое: «Мой спонсор, только что рисовавшийся, что спустил в казино 25 000 «зеленых», узнав, что мой холст стоит 500 долларов, схватился за голову и сказал, что за такие деньги он себе лучше позолоченный унитаз купит. А за одну хорошую голландскую кисть сейчас нужно отдать 100 условных единиц...».

Наше не очень маленькое и не очень гордое государство почему-то напоминает мне Византийскую империю худших времен. Ее ничему не научил опыт Римской империи, нас — Российской. Осыпаются мозаики и трескаются стены константинопольской святой Софии, по обе стороны Босфора уже гарцуют очередные энергичные «освободители», плюгавый базилевс дрожит среди фальшивой роскоши, высосанной испуганными наместниками у безмолвного равнодушного народа.

Художник Лариса Пуханова наивно верит, что прекрасный город Киев никогда и никому разрушить не удастся. Впрочем, если бы наша столица заглянула в волшебное зеркало холстов Ларисы, быть может, ей бы захотелось всегда и во всем быть похожей на мозаично-яркие работы выставки «Мой город», экспонируемые в «Галерее, 36».

Трудно было молодым несоюзовским художникам из Львова попасть со своей выставкой «Дождь на палитре» в главный зал Союза художников в Киеве. Преодолевать организационно-бюрократически-финансовые преграды — это вам, ребята, не шедевры по мастерским писать, здесь особый талант нужен. Но вышло все как нельзя лучше. Посему не отказывайтесь от идеи передвижных выставок. Пусть кусают локти те, кто эту акцию проигнорировал. Более ста работ на любой вкус — от авангардных «сюров» Валерия Губенина до шишкинского реализма Андрея Ратушняка, от свободной эмоциональной живописи Олега Гижого до импрессионизма растровых полотен Игоря Евсина, от философско-мифологических экскурсов Олега Голикова до действительно горячего батика Анны Атоян.

Галерея «Триптих» перед временной паузой, вызванной грядущей реконструкцией, экспонирует выставку Валерия Шкарупы «Ориентальное». Наверное, в каждом из нас живет тоска по яркому загадочному Востоку. Ведь не из Заполярья мы пришли, а скорее, из краев Семирамиды и Синдбада. Хотя впервые столкнулся Валерий с любимой своей темой, исполняя так называемый интернациональный долг в Египте, в его работах не найти кровавой тени дамасской стали и «АК» — лишь углубление в таинственную тысячелетнюю культуру, в мир, чужой и непонятный лишь на первый взгляд.

Галерея «Мистець» — Виктор Иванив и его живопись. На удивление разноплановый художник — искусствоведы на примере его работ могли бы написать с полдюжины трактатов о течениях в искусстве и их антагонизме. Но в работах Виктора нет никакого конфликта между качественным реализмом и откровенным авангардом. Иногда художники, дабы щегольнуть своим мастерством перед «арт-тусовкой», шарахаются от стиля к стилю. Вот, дескать, какие мы ловкие: левой рукой — Дали, правой — Кандинский, ногой — Рафаэль. Виктор Иванив работает в любом направлении абсолютно искренне, конъюнктура — не его специализация. Щемяще-идеалистические пейзажи с украинскими хатками, несуществующий мир, но почему-то столь близкий и родной. Может, он где-то там — в сладких детских снах или на Марсе? Может, там живут наши бессмертные пращуры, с тревогой поглядывая на красное небо — не летят ли с Земли индустриальные разрушители их патриархально-счастливого рая.

Эстафету у Виктора Иванива в галерее «Мистець» подхватил гость с другой планеты — США — художница Джин Хаутон. Похожие мотивы, но совсем по-иному она касается их в своем творчестве. Пасторальные кроткие овечки, мирные корова, совсем не по-«плейбоевски» спокойные кролики (быть может, они родом из Нормандии, в которой часто ищет творческое вдохновение г-жа Хаутон). А капуста, замечательная, реалистичная, — настоящий гимн вегетарианству. Вторая половина зала — реализму решительное «нет!» Возможно, именно так, как изображено на полотнах, клубятся на Юпитере метановые тучи, гонимые бешеными вихрями и раздираемые молниями в миллиарды вольт.

«Сегодня он сыграет джаз —

отчизну завтра он продаст!»

Этот афоризм из давно ушедших 60-х годов ХХ века не теряет актуальности и по сей день. Ужасно далеки сторонники «музыки для полных» от «опопсившихся» народных масс и их духовных стремлений. Юрий Новиков и Евгений Матвеев (New&Mat) в компании с другими художниками затеяли и презентовали в галерее «Soviart» проект «Jam session art» (JSA). Интересно взглянуть, как художники, которые могли прекрасно, на уровне государственных премий, работать руками, поймались в компьютерную мышеловку и теперь у них вместо гордых мазков и по-марксистскому твердых штрихов на работах — синтетические буржуазные «пиксели». Впрочем, все очень умело и довольно нестандартно, как и положено джазовым импровизациям. Но нерафинированному пролетариату, не способному отличить Элла от Скотта, делать на выставке нечего.

Дворец искусств «Украинский дом», в последнее время более известный как место проведения сезонных распродаж товаров ширпотреба, выделил свои гранитные площади для знаковой, на мой взгляд, выставки «Современное профессиональное декоративное искусство Украины. Трансформация образа», объединенной с презентацией книги «Декоративне мистецтво України кінця ХХ століття. 200 імен». Плод трехлетнего напряженного труда известного искусствоведа Зои Чегусовой — действительно прорыв украинского искусства на мировой рынок. Негоже творческие акции называть тараном, но другим способом стену сна и хуторянства не прошибешь. Наилучшее свидетельство успеха — грядущее экспонирование этой выставки в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.