Главного актера в новый проект голландского мастера помогла найти подруга Тарковского
Культовый европейский режиссер Йос Стеллинг («Зал ожидания», «Летучий голландец», «Стрелочник») завершил в Киеве съемки своей новой картины «Душка» (о чем на страницах «ЗН» сообщалось неделю назад). В интервью маэстро Стеллинг рассказывает о парадоксах славянской ментальности и делится впечатлениями от работы с украинскими актерами.
Несомненно, съемочный продакшн в Украине — целая бизнес-категория. На производство кино, сериалов, не говоря уже о рекламе, «по заказу» дружественных соседей (речь идет не только о старшем брате) в Киеве или других более-менее удобоваримых областных центрах заняты все возможные отечественные силы. Мой знакомый декоратор даже не успевает узнавать, на кого работает и что снимает. Так случилось и в этот раз, когда в первый съемочный день, приехав трудиться, по его мнению, «на сериал», он столкнулся лицом к лицу… с живым классиком Йосом Стеллингом. И… сразу его узнал!
Восток—Запад — схематичная идея нового фильма Стеллинга «Душка». Идея, репрезентирующая одноименного героя, русского парня в шапке-ушанке, надетой на голову актера Сергея Маковецкого. Совершенно спонтанно он возникает в жизни рефлексирующего европейского интеллектуала — голландского кинокритика Боба и незаметно для последнего переворачивает его сознание с ног на голову. Бельгийский актер Жен Бервуц (та самая звезда «Зала ожидания») замечает: «Этот фильм построен на понимании друг друга, и в то же время у нас с Душкой нет диалога. У моего героя есть основания думать, что он сам создал Душку. И в конце концов даже стал им…» Мнение о том, что русские опять выглядят как пройдохи, Сергей Маковецкий отметает, утверждая, что его Душка — абсолютно естественный и открытый человек, находиться близко с которым всегда страшно. У режиссера же на счет главного героя существует вообще третья версия…
— Насколько мне известно, «Душка» — это проект, вокруг которого вы ходили кругами уже не один год.
— Да, этот фильм долго готовился. Понимаете, начало картины, это не просто момент, с которого все начинается, — ты берешь камеру и начинаешь снимать… Это определенный процесс. И когда он начался, обратного пути уже нет.
— А кто все-таки вдохновил вас на столь пристальное исследование особенностей славянской души?
— Начало фильма связано с различными знакомствами, которые у меня были. И со множеством людей, которых встречал. Это украинцы, русские… У меня много друзей в Сербии. Когда приходит один мой друг серб, его никогда нельзя выгнать из дома! Славяне — добрые и открытые, они могут поделиться чем угодно. Когда я прихожу к моему другу в гости, могу получить все, что захочу. Все, что висит у него на стенах! Но когда мой друг приезжает на Запад, у него ничего нет, но он ожидает получить от нас ту же щедрость… Тогда возникают проблемы.
— А как появился Киев в графиках ваших съемок?
— Пять-шесть лет назад на фестивале «Молодость» я размышлял над идеями «Душки». И как раз искал места, подходящие для съемок. Тогда и решили снимать у вас. А уже после этого мы осознали, насколько красив этот город. Поэтому изначально характер повествования нашего фильма, как сказать… веселый.
— Говорят, целая история была с названием ленты. Явно же это навеяно не чеховской «Душечкой»…
— Нет, конечно. У меня есть друг Душко. Это серб, который поехал жить в Вену. История не о нем, но имя засело у меня в голове. А еще есть итальянское слово «дольче» — сладкий. Да и русское — душа. Душка — это как маленький сладкий ребенок. Но в то же время он очень опасен.
— В некоторых интервью вы говорили, что прототипом главного героя был питерский пройдоха-журналист, и именно он должен был играть Душку. Как возникла кандидатура Сергея Маковецкого?
— Мой питерский знакомый не был актером. Он просто вдохновлял меня! Это журналист из Санкт-Петербурга. Зовут его Юрий. И он не настоящий журналист. Так, во всяком случае, мне сказали. Он решил задать мне вопрос, а люди ополчились, стали кричать — «у тебя нет диплома, вот и молчи!» Познакомиться с Сергеем Маковецким мне посоветовала моя знакомая Ольга Суркова — подруга Тарковского, которая живет в Амстердаме. Она сказала мне: «На эту роль подходит только один актер — Сергей Маковецкий». Впервые года три назад мы встретились с ним в доме Сурковой в Москве, и так все началось. Это как женитьба!
— Хотя бы выгодная женитьба?
— Фантастика! Мы отсняли фильм. И мы все еще друзья. Для меня большая проблема — более 70% фильма готово, и очень тяжело вырезать какие-то моменты игры Сергея. Игра прекрасная. Сергей мне написал письмо: «Не вырезай меня». Могу рассказать и смешную историю, как познакомился с Николаем. Я приехал в Киев за два дня до съемок. У нас не было актера на роль директора фестиваля. Я сидел в холле гостиницы со своими украинскими ассистентками, смотрел фото и видео и нечего не мог найти. Напротив нас работал телевизор, я случайно посмотрел на экран, увидел «Мыколыну погоду» и сказал девочкам: «Мы должны заполучить его!» Через 15 минут Мыкола уже был у меня в номере.
— А как вам наша Руслана Пысанка? Ведь она уже засветилась в Европе чуть раньше – у Гофмана в «Огнем и мечом».
— Мне грустно, что роль Русланы такая маленькая. Она прекрасная актриса. Потрясающая! Я такого никогда раньше не встречал. Она сконцентрирована на своей роли. Постоянно думает. Вообще потрясающе, что в этом фильме все шло не по плану! Все, кроме самих съемок. На протяжении семи лет все шло не по плану — проблемы с деньгами, еще с чем-то. Но сейчас такое ощущение, что божья рука над нами, и каждый кадр идет так, как надо. Я говорю не только об этих трех актерах, но обо всей украинской команде. Это не реверансы и традиционная вежливость… Здесь действительно присутствует креатив.
Лишь один пример… Мне нужен был небольшой ворон. Но ответили, что есть только большой. Я даже удивился, как такую большую птицу доставили на съемочную площадку. Мы работали с ней в течение двух дней и она заняла ключевое место в фильме. Потому что это метафора смерти. Птица играет большую роль в конце, просматривается в середине… А нужна она мне была всего для одного кадра. Я отснял ее в первый день, и меня спросили — нужна ли она на второй. Почему бы нет, ответил я. И мы сделали кадры за выставочным центром: по дороге приближается автобус, а птица помещена перед камерой. В результате эта птица открывает весь фильм: на первом же кадре она летит. И такие вот случайные вещи и встречи с актерами — это как подарки для нас.
— Насколько я понимаю, ваш фильм предполагает столкновение двух характеров, двух ментальностей. В какой степени герой Жена Бервуца воплощает голландский характер и как вы думаете, западных людей действительно стоит менять в сторону славянской ментальности?
— Мое личное мнение, что люди с Запада всегда думают о завтрашнем дне. А в Восточной части Европы больше думают о сегодняшнем дне, завтра не существует. Люди с Запада думают о завтра, но это завтра не существует, потому что за ним идет еще одно завтра, и еще одно… И я больше склоняюсь к восточному пониманию. И в таком случае, смысл жизни можно было бы охарактеризовать как создание хороших воспоминаний.
— Но у нас есть поговорка — готовь сани летом, а телегу зимой. Мы тоже думаем о завтра. Это, кажется, болезнь человеческого рода в принципе?
— Ну, это только поговорка.
— Что в конечном итоге символизирует ваш Душка, кроме славянской душевности и некоей безалаберности? Ведь все ваши персонажи, по моему мнению, очень символичны. Романтика в «Летучем голландце», волшебство детства в «Иллюзионисте», одиночество в «Стрелочнике»…
— Когда Душка появляется в фильме, зрители сразу могут почувствовать, что он чем-то отличается, что он особенный. Я считаю, что он как-то связан со смертью. Одновременно Душка и смешной, и опасный, и присутствует вот эта связь со смертью, которую трудно передать словами. Эти два героя как один человек — как альтерэго другого. Сегодня мой оператор Гурт сказал: «Будь уверен, что этот фильм сам по себе представляет целый жанр».
— А когда состоится украинская презентация фильма?
— Мы надеемся закончить фильм в августе. Я думаю, в октябре-ноябре этот фильм приедет в Киев. Надеюсь, что премьера будет в Венеции. Отбор фильмов в июле. А может, фестивальная премьера будет и в Торонто.
Кстати…
Известность голландца Стеллинга, подарившего нам свой пронзительный, очень нежный и ироничный стиль повествования, не объясняется одними лишь его приездами на фестиваль «Молодость». (Первый раз даже в качестве председателя жюри.) Хотя именно фестивалю он обязан своей популярностью в Украине. Показанная на «Молодости» бесчисленное количество раз новелла из цикла «Эротические истории» «Зал ожидания» стала его визитной карточкой среди отечественных киноманов. Это любимый фильм богемных посиделок. А в придачу утонченные полнометражные шедевры — «Летучий голландец», «Стрелочник» или «Иллюзионист». В кинематограф Стеллинга, как например, в Кустурицу, влюбляешься от первого до последнего кадра. Уверена, что новый проект «Душка», который Йос Стеллингна на днях закончил снимать в Киеве, не будет исключением. Тем паче что развивал режиссер свою неповторимую манеру на материале славянской ментальности.
Йос Стеллинг выбрал киевскую натуру, отражающую имперский советский стиль, поскольку завязка истории происходит в 80-х. Среди павильонов бывшей ВДНХ было найдено идеальное здание для имитации кинофестивального дворца. Кинематографическим хозяином «Фестиваля фестивалей» (название кинофорума в фильме) стал… украинский телеведущий Мыкола Луценко. Впрочем, после явления на съемочной площадке Русланы Пысанки, которая играет… мать Душки и в первых же кадрах подобно альмадоваровской «Все о моей матери», рожает свое чадо в автобусе, удивляться нечему.