UA / RU
Поддержать ZN.ua

Скульптор Николай Рапай: «К ТЕМЕ ХРИСТА МЕНЯ ПРИВЁЛ ЧЕРНОБЫЛЬ»

Поводом для нашей встречи стали пятнадцать картин - иллюстраций к Евангелию, нарисованных киевским скульптором Николаем Рапаем...

Автор: Марина Михтонюк

Поводом для нашей встречи стали пятнадцать картин - иллюстраций к Евангелию, нарисованных киевским скульптором Николаем Рапаем. Автор утверждает, что причиной для их написания послужило всего-навсего то, что ему подарили пастельные краски. Как бы там ни было, о его работах говорят и спорят и не только потому, что тема для наших времён модная.

В мастерской, которую я нашла в старом дворике рядом с Крещатиком, неправдоподобная тишина. В былые времена Рапай зарабатывал себе на жизнь скульптурными портретами. Но не деньги играли главную роль. Не имели значения ордена и регалии. В людях, которых он лепил, искал прежде всего созвучие своим взглядам на мир. Многие из них потом становились его друзьями.

- Я делал портреты выдающихся людей времени в первую очередь потому, что общение с ними давало очень многое, - говорит скульптор. Кроме того, это не шло вразрез с его убеждениями и давало возможность ухода от действительности или, как утверждает Николай Павлович, возможность вернуться в реальность. Отсутствующе и неприступно стоят сейчас на полках вылепленные с дотошной точностью реалиста слепки совсем молоденькой Дерюгиной, только приехавшей с чемпионата мира, Сергея Юрского, режиссера Товстоногова, Олега Константиновича Антонова и других. А рядом на стенах висят картины - его новое виденье мира, которые противоречат всему, что скульптор делал раньше. Во главу угла поставлены цвет и форма. Эйфория красок, отсутствие динамики на холстах, цилиндричные фигуры Христа и апостолов (поиск формы и традиционная символичность цвета) сначала несколько озадачивают и смущают. Однако, через несколько секунд незаметно для себя становишься соучастником автора. Главное и единственное настроение во всех работах - светлое ощущение жизни.

- Николай Павлович, как и почему родилась идея создания такого цикла?

- Толчком послужила поездка в Чернобыль. Вновь узнанные близость смерти и желание жизни заставили меня сразу же взяться за бумагу и карандаш. Я пробовал запомнить для себя это ощущение закрытости зримого и незащищенности сущего, которое исходило от людей в длинных одеяниях с заслонёнными лицами. Позже, возвратясь в Киев, я отложил эти рисунки, а когда наткнулся на них через какое-то время, то понял причину моих мучений во время поездки. Чернобыль - скорбь без лица, скорбь, древняя, как Палестина. Так родились эти картинки с безликими персонажами Евангелия. Для меня стала открытием свобода от необходимости психологизировать, диктовать и навязывать. Дух не имеет лица, и каждый, кто смотрит на картину, может сам придавать ему свои очертания.

- А почему именно эта тема? Что это - дань моде, своего рода конъюнктура взглядов?

- Ни в коем случае. Я думаю, вы сами видите, что эти работы делались не для продажи. Многие из них я не буду продавать вообще. Пускай лучше полежат в запаснике. Конъюнктура может быть оправдана только пустым желудком, но даже в этом случае она слишком болезненна для художника. Так что пока хватает на еду да уплатить необходимые счета, я этим заниматься не буду.

Для меня Библия - потрясающая красивая легенда, созданная от страха смерти, попытка обрести бессмертие. Вся эта композиция из разных ипостасей личности Христа, его присутствия, в тридцатитрёхлетнем периоде в истории человечества по-своему наивна, так же как и наивна любая попытка придать необъяснимому, неосязаемому зримые очертания. Но вместе с тем она интересна, и в первую очередь для меня самого, как средство для понимания самого себя, окружающих, тех нравственных вех, которые стали последствием столкновения чистого духа с окружающим миром. Это ответ на вопрос как найти себя, быть самим собой, соответствовать себе, усмиряя свои желания.

- Я знаю, что вы планируете сделать выставку. Когда и где она состоится?

- Надеюсь, она состоится в конце года - конец ноября или начало декабря. Я вижу её в небольшом зале с точечным освещением. Между картинами много пространства и света. Посреди зала будут расставлены четыре скульптуры апостолов, как бы сошедшие с картин и свидетельствующие о его воскресении. Они и обременены знанием. Они уже вылеплены, осталось только их отлить. Всё это, конечно, очень дорого стоит, но обещает мне помочь Фонд содействия развитию искусств Украины. Хочется надеяться на то, что эта выставка будет интересной для людей.