Украинский скульптор Александр Милов не так давно произвел фурор на американском фестивале Burning Man в пустыне Блэк-Рок.
Его скульптура "Любовь" - поистине универсальный и очень емкий образ: это символ любви, движение душ. Трогательные фигурки малышей, тянущихся друг к другу сквозь прозрачные тела явно поссорившихся мужчины и женщины (параметры впечатляют: 17,5 метра в длину, 5,5 - в ширину и 7,5 - в высоту, вес - 4 тонны), обошлись автору в 60 тысяч долларов (львиная доля - из семейных сбережений). Правда, Александру удалось выиграть грант, который покрыл расходы. В общем - громкий международный успех, а у нас, как водится, - тишина. Хотя скульптор полон идеями и замыслами. Его волнует образ "Одессы-мамы" (прямо в море, на трехсотметровом пирсе), он мечтает поставить на Потемкинской лестнице легендарную коляску из фильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин"…
В общем, есть масса идей, способных преобразить не только Одессу, но и Украину.
Художник поистине одесской национальности (в родословной имеются и еврейская бабушка, и кочевники-ногайцы, и русские с украинцами) творит и мыслит масштабно, обоснованно полагая: для современного человека искусства невозможного - мало.
- Александр, где сейчас находится ваша знаменитая "Любовь"?
- Скульптура до сих пор в штате Невада, недалеко от места, где проводился фестиваль, на ранчо. Сейчас она законсервирована. Место размещения было выбрано мною для того, чтобы она действительно произвела впечатление: все ведь могло остаться на уровне картинки в Интернете. Но природа человеческая такова, что нужен масштаб, и тогда идея будет оценена.
В какой-то мере эти фигуры символизируют мой личный поиск взаимопонимания с женой. Есть люди, которые редко говорят "люблю", я из тех, кто делает это часто…
- Приняла ли супруга как должное необходимость финансировать изготовление скульптуры из семейного бюджета?
Это решение, как и другие основные решения в своей жизни, я принимаю самостоятельно, не советуясь с семьей. Дело женщины - вдохновлять мужчину. И умная женщина всегда сумеет сделать так, чтобы он принял нужное для нее решение, да еще и посчитал его своим.
- Ваша "Любовь" принесла Одессе славу и известность на новом уровне патриотизма…
- Патриотизм часто характерен для тех людей, которые не видели мира цветного и многогранного, где какая-нибудь деревушка намного ухоженней нашего города.
Не люблю людей, которые пропагандируют одесский стиль и "делают" одесский бренд. Есть вещи, которые нельзя продавать!
Когда-нибудь, окончательно решив все финансовые вопросы, я найду, где брать миллиардные средства, стану этаким городским сумасшедшим-домовым, который бродит по Одессе, следит, чтобы все было красиво, не появлялся мусор… - и устанавливает новые скульптуры...
- Скульптура - символ, она формирует у людей чувство самоидентификации, задает вектор движения.
- Один из моих учителей, преподаватель художественного училища имени Грекова Виталий Мурсалович Аликберов, как-то сказал: у человека нет внутренней записи. Собака, где бы ни была рождена, - лает, овца - блеет, а человека еще нужно научить быть человеком, наполнить знанием. Если он растет среди собак - будет лаять, среди овец - будет блеять.
В так называемых спальных районах, где, как в центре, не "расставлены вешки", нужны новые скульптуры. Когда шьют дорогую брендовую одежду, особое внимание обращают на качество внутренней, изнаночной отделки.
Центр города - наше лицо перед миром, визитная карточка - уже определен скульптурами, где-то даже избыточно. А места, где проживает основное количество одесситов, - нет. Так что я бы начал со спальных районов.
- На создание каких же работ вас вдохновляет непосредственно Одесса?
- Я бы хотел, например, сделать скульптуру "Одессы-мамы" - в море, на трехсотметровом пирсе, как в Лос-Анджелесе. От инвесторов понадобилось бы примерно 10 миллионов долларов. Это был бы коммерческий проект, который полностью окупит себя лет за двадцать и будет приносить прибыль, поскольку внутри фигуры можно разместить рестораны, магазины, сувенирные лавки, все, что может привлечь туристов.
Гигантизм не нужен. Хватит и высоты в 33 метра. Чуть больше, чем шестнадцатиэтажка. Это должна быть женщина, стоящая по колено в воде, - с утра растрепанная, в майке (желательно мужской), с ребенком на руках или беременная, слегка распутная, но не теряющая очарования баба.
Вот только не знаю, куда ее задом поставить - точно не к центру города, надо к поселку Котовского или Таирова. Кого не обидеть?
- А может, пусть вращается и никому обидно не будет…
- Нет, вертеться ей ни к чему. Совсем уж ветреной сочтут…
- Позиционируете вы себя в рамках современного искусства или же придерживаетесь традиций? Со стороны очевидно, что ваше творчество занимает совершенно особую нишу.
- Современное искусство мне не по душе из-за явного стремления произвести вау-эффект, попытки паразитировать на политических проблемах слишком очевидны. Для меня современным искусством, то есть сделанным сегодня, являются скорее рисунки моей пятилетней дочки Маши. Например, такой: "Соня и Маша в рождественский снегопад выгуливают пуделя под присмотром Черной Феи". Пуделя у нее нет, есть кошка Таня, и та - воображаемая, но, по-моему, работа классная.
Учась в "Грековке", я сам несколько подрастерял ощущение эйфории от рисования. Аликберов, у которого я учился и даже бывал в качестве натурщика на курсе, - сильнейший преподаватель, "наксеривший" много своих клонов. Мне нравилось, что много часов отводилось у нас на физкультуру, в этом была большая мудрость, мы же все расхлябанные были, теперь это помогает держать форму… Есть время и место, где я пытаюсь себя идентифицировать. С тех пор, как бросил пить и курить (я настойчиво внедряю новые полезные привычки), стал больше успевать и стремлюсь в первую очередь сам получать удовольствие от своей работы.
Рад, что встречаю единомышленников, например, есть рядом со мной друг и организатор всех производственных процессов Сергей Куценко, с которым не удается видеться часто, но он, как верный спутник Санчо Панса, берется за любую идею и никогда не считает, сколько на этом удастся заработать.
- Говоря о трендах современной скульптуры применительно к нашей среде, какие бы вы выделили?
- Тренд - некое прослеживающееся течение, принятое обществом, проявленное в одной линейке группой авторов, под которых подстраиваются. Это явление, уже признанное положительным. Не могу сказать, что в масштабах Одессы есть смысл говорить о "трендах". Есть удачные памятники Уточкину, Гоцману, в них есть нечто - дух и атмосфера, сам по себе натурализм в каких-то подробностях мне неинтересен. Памятник апельсину, по-моему, - это памятник отмыванию денег! Да, он отражает какие-то исторические реалии, попытки местных властей привлечь в город инвесторов. Но за украшательством, завитушками, кракелюрами и кандибоберами потерялась идея. В "Грековке" о перенасыщенном деталями рисунке говорили так: "автор чешет бумагу".
- Меня, в свою очередь, раздражает памятник Вере Холодной. Раздражает столь же худосочная морячка в порту. Где автор видел таких морячек?!
- Это еще далеко не худшие примеры. А когда узнаю цены (лью я из бронзы, потому и знаю, что - почем), понимаю, до чего все это раздуто…
Думаю, со временем скульптуры просто начнут печатать на 3d принтерах. Творчество заканчивается в момент завершения эскиза, даже раньше - в режиме идеи, в голове автора. Зачем увеличивать протяженность между замыслом и воплощением?
- Кстати о замыслах. Чем можете поделиться?
- Хотелось бы создать памятник коляске. Той самой, из фильма Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин". Только она должна нестись снизу вверх, на сумасшедшей скорости, а в ней пусть сидит ребенок и радостно верещит, предвкушая полет над головой Дюка. А по ночам этот объект мог бы светиться, меняя акценты.
Но, думаю, общество к такому уж точно не готово, и это можно воплотить пока разве что в формате разовой акции, перформанса. Такие проекты должны, наверное, предварительно проходить стадию общественного обсуждения онлайн. К "Одессе-маме" это тоже относится.
Я не господь Бог, чтобы принимать такие решения самостоятельно. Пока "слетели" инвесторы киевского проекта, думаю о путях инвестирования фигуры "Burning Man" на Почтовой площади в Киеве.
Представьте себе человека, идущего против сумасшедшего потока ветра, прикрывающего руками огонь, горящий в его сердце. Эта скульптура могла бы стать символом нового национального самосознания не в том плане, что "все мы украинцы", а в том, что мы - люди.
- Не хотите ли сказать, что будете создавать и эту скульптуру за свой счет?
- Не исключено! Обменные пункты таланта на деньги в мире существуют, и я ищу все новые… В самом крайнем случае рассматриваю существование этой скульптуры как передвижной. Едет автоколонна, каждая машина представляет собой отдельный фрагмент и в каждом городе на пути следования скульптура собирается во весь рост.
Я ведь не скульптор, изготавливающий и продающий скульптуры, я художник в широком смысле. Даже не боюсь остаться автором одной значимой скульптуры. Вот я отец всего лишь двоих детей. И что? Этого мало? Нужно поставить это дело на конвейер?
В целом, все, за что я берусь - мое. Да и "Любовь" не вполне скульптура.
Это арт-объект. Символ, запечатленный в железе и стекловолокне. А деньги- всего лишь средство.
Я, признаюсь, не особо люблю себя ограничивать и рад, что не нужно беспокоиться по поводу куска хлеба для себя и семьи. Вообще мечтаю, чтобы мне, как знаменитому артисту Евгению Леонову, на базаре все давали бесплатно. Ему ведь надо было всего лишь показаться на рынке с авоськой в руках, остальное делала народная любовь.