UA / RU
Поддержать ZN.ua

«СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ» КУКОЛ

Фестивальное движение кукольных театров в Украине достаточно развито. Существуют интересные, разноплановые фестивали в Ужгороде, Луцке, Львове, Чернигове, Ивано-Франковске...

Автор: Алла Подлужная

Фестивальное движение кукольных театров в Украине достаточно развито. Существуют интересные, разноплановые фестивали в Ужгороде, Луцке, Львове, Чернигове, Ивано-Франковске. Несколько лет назад в дружном кукольном хороводе появилась новая, маленькая и симпатичная куколка. Создали ее в винницком театре кукол «Золотой ключик» и она стала эмблемой фестиваля «Подільська лялька», в этом году проводимого в третий раз. Директор театра Михаил Байдюк, он же директор фестиваля, при поддержке Министерства культуры и искусств Украины и местных властей задумал собирать на своем фестивале лучшие премьеры украинских и зарубежных кукольников.

После просмотра насыщенной фестивальной программы (за четыре дня 12 спектаклей) подумалось, насколько же ответственно это искусство для детей, какая непростая задача стоит перед театрами, которые «берут» в плен чистые, неиспорченные детские души, ведь во власти искусства — поднять до высот духовности или повергнуть в пучину безвкусия. Детский спектакль в упрощенной, доходчивой форме должен эмоционально закодировать все сложности бытия через сказку. Это очень непросто, но именно в интуитивном определении грани, на которой сойдутся доступность и мораль, угадывается настоящий талант мастеров, работающих для детей.

Чем кукла, этот обаятельный, милый человечек, отличается от артиста? При всей условности существования, у нее удвоенные возможности, потому что к ее собственной прибавляется еще и природа кукловода. В прямом смысле слова куклы «сели» на голову своим хозяевам в спектакле «Подкова на счастье» Волынского театра кукол. Вывернутые наизнанку шапки артистов превращаются в фигурки симпатичных деда и бабки, у которых живет ленивый ослик. Всего три актера заняты в спектакле, они вывозят на сцену деревянную повозку и на пустом пространстве начинают творить чудеса трансформации. Во что только не превращается тележка: в домик с забором, в лес, в озеро, в дорогу. Актеры задействуют в игре все — головы, руки, ноги. Изобретательная увлекательная фантазия режиссера захватывает зрителя. В спектакле налицо все обязательные атрибуты действа для детской аудитории — ненавязчивый воспитательный вывод, завлекательная форма, яркая зрелищность. Присутствие этого и обеспечило Волынскому театру награду — Гран-при фестиваля. Актриса Брянского театра кукол Н.Исаева в моноспектакле «Гуси-лебеди» поведала детям «не шутковину и не дурковину каку». В образе русской сказительницы, используя подлинный фольклорный материал, актриса проиграла всех персонажей, виртуозно перевоплощаясь в образы своих маленьких куколок. Колорит известной сказки передавался игровыми моментами общения с залом, малыши и хлебца ржаного отведали, и яблочками угостились.

Зачастую, чтобы «ожила» всего одна кукла, к ней должны приложить руки три-четыре актера. Так работали в спектакле «Зачарованная фея» Донецкого театра кукол. Нетрадиционное решение ширмы, интересные сценические эффекты, сумевшие передать таинство колдовства, продемонстрировал спектакль в режиссерском дебюте В.Грекова. Несмотря на то что он существует уже восемь лет, киевский частный театр кукол «Равлик» не так широко известен в Киеве, он много гастролирует, принимает участие в театральных фестивалях. Три награды получил театр за спектакль «Волшебная скрипка» — диплом ІІ степени, за музыкальное оформление (Ю.Шевченко), за куклы (В.Никитин). Чудеса кукловождения показали Ю.Титаров и Л.Михня, их голоса органично соответствовали характерам кукольных персонажей и все они получились живыми, колоритными образами зверушек, которых сделала друзьями музыка. Режиссер С.Ефремов стал победителем в номинации «Лучшая режиссура» за спектакль «О добром чертенке» Житомирского театра кукол. Тут использован принцип вертепа, действие происходит на трех уровнях. Параллели с реальностью прослеживаются, но здесь мир перевернулся своеобразно. Можете представить чертенка, который вопреки всем наставлениям родителя, дающего плохое воспитание, мечтает стать ангелом и творить добро? Беря парадоксальность ситуации за основу, режиссер через образ обаятельного чертенка подводит ребенка к мысли о вечных истинах, прививая тем самым стремление к доброте.

Куклы удивительны сами по себе, но в ином качестве они выступают, когда на правах партнера на сцене существует актер, так называемый живой план. Яркий пример такого талантливого сосуществования был в спектакле «Лисичка-сестричка и Волк-панибрат» Киевского городского театра кукол, в котором лучшим был признан актерский дуэт Э.Смирновой и Д.Базая. К сожалению, диссонансно звучал кукольно-актерский ансамбль в спектакле «Не грусти, принцесса» Черниговского театра кукол. В спектакле отсутствует интересная драматургия, это и заставило актрис искать выход в изобразительных средствах, а они оказались однообразными и примитивными. А в спектакле «Гадкий утенок» Запорожского театра кукол, несмотря на совершенство литературного материала — аллегорической сказки Андерсена, не сумели найти оригинального сценического решения. Достаточно интересно в живом плане работали Черкасский театр кукол и польский театр-ревю «Селяба». Традиционный кукольный спектакль показал Винницкий театр — «Кто разбудит солнце?» не сумел использовать потенциал, заложенный в драматургии. Однообразие режиссерского приема обеднило сценическое повествование и убило на корню полет детской фантазии, которая, несомненно, возникла бы при иной, более живой и изобретательной режиссерской мысли. «Марк Шагал. Преодоление» Одесского театра-студии «Арт-терапия» был признан лучшей экспериментальной работой. Благодаря синтезу кукольного спектакля, живого плана, теневого театра, изобразительного ряда с использованием копий полотен художника возник пронзительный монолог-воспоминание, монолог-повесть о собственной жизни, любви, о времени и его страшных жерновах. Этот спектакль сложно расценить как чисто кукольный, в нем искусство — как состояние души.

Впрочем, для кукольников, этого славного, особенного актерского братства искусство только с душой и ассоциируется. И, очевидно, именно на фестивалях, где можно сравнить себя с другими, увидеть новое и проследить тенденцию либо движения, либо застоя, это чувствуется особенно. «Подільська лялька» своим тоненьким кукольным голоском поведала о взрослых проблемах не только детских театров: нехватке хорошей драматургии, недостатке талантливой режиссуры, отсутствии нормальной материальной базы. Но у кукольников есть вера в себя, надежда на куклу и любовь к зрителю.