UA / RU
Поддержать ZN.ua

Скоро увидимся! Экраны и сцены: грядут «перемены»…

Банальнейший штамп интервьюеров всех времен и народов: «Ваши творческие планы?» Только именно о них, о некоторых производственных планах, и придется растекаться мыслию по монитору...

Автор: Олег Вергелис

Банальнейший штамп интервьюеров всех времен и народов: «Ваши творческие планы?» Только именно о них, о некоторых производственных планах, и придется растекаться мыслию по монитору. Поскольку летнее относительное культурное затишье – традиционный период выжиданий: а вдруг прорыв и какие-то «перемены» после отпуска?

Не совсем бездарный столичный театральный сезон на этой неделе уже подал в отставку. (Безотносительно к проблемам парламентаризма.) Определенные тенденции намечались, но в основном печальные, да и те за рамками художественных поисков, а чаще в коммунальном русле (наезды на «крыши»). И открытия предполагались: только о них целесообразнее ближе к осени, когда «последние герои» вернутся на свои обитаемые острова.

И главные украинские кинопремьеры тоже предсказуемо подвинуты на осень. Хотя активные съемки продолжаются (сегодня, кажется, «снимают все!», без передышки, а порою и без смысла). Компас будущих отечественных кинопремьер и традиционные театрально-сезонные чаяния — в этом блиц-экскурсе: без претензий на художественные прогнозы и эстетические предвкушения.

Последние герои пока на покое

В новом театральном сезоне Богдан Ступка второй раз посмотрит в «зеркало русской революции», перевоплотившись в Льва Толстого. Ада Роговцева обещает Киеву сразу два своих бенефиса. Ожидаем на столичных подмостках также Гумберта Гумберта, Фигаро, Сирано и Конотопскую ведьму.

Первый куплет из старой песни — о главных. О Национальных. Ударными производственными (почти стахановскими) темпами завершила свой 139-й сезон Национальная опера Украины, представив после многолюдного, шумного «антисталинского» «Мастера…» сложнейшую с художественной и технической точек зрения работу — «Макбет»: опера Джузеппе Верди, режиссура — Итало Нунциата, дирижер — Владимир Кожухарь. Меломаны уже отнесли эту постановку к самым «затратным» в местной театральной отрасли. Поскольку около 650 тыс. гривен ушло на премьерный спектакль. И, судя по всему, ушло куда надо. Во всяком случае художник Мария Левитская стопроцентно отработала бюджетные и творческие «номинации», поразив и на этот раз своеобразием своего художественного взгляда на вроде бы знакомые классические темы. А уже в новом — 140-м сезоне, возможно, тоже кто-нибудь поразит. По оперной линии — постановки «Нормы» В.Беллини (проект Анатолия Соловьяненко-младшего и Николая Дядюры) и «Руслана и Людмилы» М.Глинки (этого произведения давненько не было в репертуаре музтеатра). По балетной части — «Буратино» Юрия Шевченко и «24 каприса Паганини» Мирослава Скорика. Традиционно театр примет и молодую музыкальную поросль. И традиционно прежняя «поросль» будет сезонами простаивать в ожидании чуда — взойти на родную сцену хотя бы в порядке очереди.

Второй Национальный — из «киевского бермудского треугольника» — театр имени Ивана Франко этим летом гастролировал в «городе русских моряков». Ежегодные визиты в Севастополь стали традицией: все ближе к русскоязычному электорату. Свой очередной сезон франковцы откроют 14 сентября. Из «заквашенных» постановок в порядке очереди... «Лев и львица» И.Коваль — семейная коллизия сложных взаимоотношений Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых. «Зеркало русской революции» — Богдан Ступка. Его «отражение» и многострадальная супруга — Полина Лазова. Собственно, реанимированная постановка Молодого театра и переносится режиссером Стасом Моисеевым на франковские подмостки как юбилейный реверанс нашей талантливой актрисе. Далее — давно ожидаемая и даже в «Танцах со звездами» отрекламированная «Женитьба Фигаро» П.Бомарше в режиссуре Юрия Одинокого. Плут Фигаро — Остап Ступка, граф Альмавива — Алексей Богданович. А в перспективе — и украинская классика: «Кайдашева сім’я» И.Нечуя-Левицкого. Инсценировка готова; постановщиком, судя по всему, выступит Петр Ильченко; исполнители главных ролей пока не определены (их в принципе трудно определить, поскольку уж кого-кого, а колоритную Кайдашиху в труппе — извините, днем с огнем...).

Национальный театр Русс­кой драмы имени Леси Украинки 2 октября представит премьеру — «Сирано де Бержерак» Э.Ростана в постановке Игоря Селина (он ставил в нашем театре «Маскарад» М.Лермонтова). Ожидается «Сирано» масштабный, опять-таки — затратный (по нашим расценкам). И, как утверждают очевидцы, во многом «неканонический». Но тут уж как увидим, так и проникнемся. В главной роли — Олег Треповский, актер, в свое время заметно выделявшийся в репертуаре («История одной страсти», «Тойбеле и ее демон»), а в последнее время будто бы растворившийся. Молодой режиссер Ольга Гаврилюк вместе с Юрием Мажугой, Валерией Заклунной, Надеждой Кондратовской готовит спектакль по мотивам одного известного киносценария (название уточняется). На повестке грядущего дня также — комедия «Одолжите тенора» К.Людвига и вневременной шлягер «Странная миссис Сэвидж» Дж.Патрика. Ожидается и возобновление двух не так чтобы старинных постановок — «Ревизора» Н.Гоголя и «Милого лжеца» Дж.Килти.

Орденоносная оперетта в будущем сезоне премьерно (хочется надеяться, что и примерно) вспыхнет яркими огнями «Принцессы цирка» И.Кальмана. Репетирует проверенный хит Богдан Струтинский. Он же намерен запустить и «Сорочинскую ярмарку» А.Рябова. А патриарх оперетты Сергей Смиян готовится к «Фиалке Монмартра» И.Кальмана. В последнее время по городу развешаны дорогие рекламные щиты, пропагандирующие репертуар оперетты (говорят, среди самых посещаемых «Еврейское счастье», «Сильва», «Веселая вдова» и «Летучая мышь»), но заметна и «зрительская прибыль». Посещать театр стали активнее. По сравнению с полупустыми залами хотя бы трехлетней давности. В этом и аксиома: на красивый, слегка беззаботный музыкальный жанр спрос будет всегда. Было бы качество.

О «знаке качества» — в первых строках абзаца о новоделе Киевского театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра. О недавней их работе — «Последний герой»: пьеса Александра Марданя, режиссура Дмитрия Богомазова. Не сглазить бы, но это явно одна из самых неожиданных и ярких постановок прошлого сезона, плавно переходящая в сезон новый. Тема как для киевской культуры актуальна: выселение «долгожителей» с насиженных мест. И исполнение весьма оригинальное: коммунальная трагикомедия с элементами театра абсурда (а-ля Ионеско). Так что управление культуры может спокойно готовить «почетные грамоты»: а) за большие заслуги, б) за успешное освоение и неожиданное переосмысление современной отечественной драматургии; в) за отличные актерские работы (Леся Самаева и Александр Кобзарь, браво, ребята!). После героя «последнего» — герои вечные. На Левом берегу — сезон активной классики. Во-первых, «Лолита» В.Набокова. Ставит Андрей Билоус; с Лолитой — вроде бы поиски, а с Гумбертом в театре кадровых проблем явно не намечается — хоть В.Линецкий, хоть В.Горянский, хоть А.Ященко. Во-вторых, худрук Эдуард Митницкий планирует запустить «Три сестры» А.Чехова. И в-третьих, Алексей Лисовец готовится к постановке комедии А.Островского «Не все коту масленица». Лисовец параллельно репетирует Островского, Ноэля Коуарда — одну из его последних пьес «Качество звезды». Это бенефис Ады Роговцевой на «съемной квартире» в театре имени Ивана Франко. А на сцене левобережной драмы актриса тоже выйдет в бенефисе — в «Мостах округа Медиссон» Р.Воллера (в афише — «Розовый мост»). Это режиссерский дебют Екатерины Степанковой (она закончила Высшие режиссерские курсы у Петра Тодоровского). Поклонники Мэрил Стрип знакомы с фабулой по одноименному кинофильму, где голливудская звезда играла вместе с Клинтом Иствудом (и именно сегодня на «1+1» эта картина о страсти и возрасте — ближе к полуночи).

Киевский Молодой театр в последнее время использует тактику допремьерных показов. Спектакли вначале обкатываются на «простых зрителях», затем — премьерная аудитория (критики, журналисты, коллеги). В этом русле уже вышли на аудиторию создатели спектакля «Спалюємо сміття» — режиссер Юрий Одинокий, драматург Татьяна Иванченко, актеры Татьяна Стебловская, Анна Васильева и другие. В новом сезоне Молодой приглашает и на старое (классическое «старое», востребованное всегда). Ожидается Александр Островский — «Поздняя любовь» («Право на любовь»), режиссер — выпускница Щукинского училища Юлия Маслак (в главных ролях Николай Вороненко, Римма Зюбина, Игорь Рубашкин). Предполагается Жан Ануй — «Коломба» («Мадам Александра») как бенефис Тамары Яценко (режиссер Андрей Бакиров). В планах — Григорий Квитка-Основьяненко, «Конотопская ведьма» (инсценировка Богдана Жолдака).

Кстати…

Похоже, не все столичные театры могут рассчитывать на счастливое премьерное завтра. Из-за недофинансирования неизвестно, выйдет ли премьера в театре «Золотые ворота» — «Медея» (режиссер Валерий Пацунов). Впрочем, подготовительный период продолжается — авось... Театр «Ателье 16» «разминает» гоголевские «Мертвые души» (режиссер Игорь Талалаевский), в роли Чичикова — Олесь Кацион. Театр «Браво» (художественный руководитель Любовь Титаренко) всерьез займется Бергманом (спектакль «Ангел разврата») и Антоном Павловичем — чеховские мотивы в спектакле «Как я в законный брак вступал(а)». А Театр на Подоле, который вскоре, возможно, переименуют в «Остров Крым» (в связи с привязанностью худрука к творчеству одного драматурга), уже заявил об антрепризном проекте «Помочь так легко, или Откуда берутся дети»: пьеса Анатолия Крыма, режиссер Виталий Малахов, в проекте задействованы Даша Малахова, Маша Ефросинина, Ада Роговцева, Владимир Горянский, Ирма Витовская, Наталья Доля... В общем, «все наши».

Съемки не закончены! Мы помним

Александр Итыгилов на съемках фильма «Сердцу не прикажешь»
Кира Муратова запускается с новым фильмом «Мелодия для шарманки» (на главные роли планируются Рената Литвинова и Олег Табаков). А «Зиновий-Богдан Хмельницкий» Николая Мащенко предполагали показать на широких экранах в День независимости, но и это пока не факт.

На днях в Украину прилетела приятная весть из Бельгии. В Брюсселе обещали внедрить Ассоциацию продюсеров Украины в «европейский контекст». То есть следует ожидать, что вскоре и отечественные кинопроизводители станут полноправными членами Европейской ассоциации независимых продюсеров.

Но что это дает? И кому? Кроме почета и повода для дополнительного пиара… Якобы это сулит серьезный куш из 100 млн. евро, которые Европейский Союз намерен выделить на развитие национальных киноиндустрий. Эти дивиденды и получают члены СЕРI (Европейская ассоциация независимых продюсеров). А если учесть, что в нашей стране на 47—48 млн. жителей приходится всего 200 экранов, то деньги нелишние (в Словении, например, где около 2,5 млн. жителей — целых 70 экранов!)

Отечественные продюсерские подразделения в последнее время, правда, столкнулись с занятной проблемой: снимать-то можем, но вот как (и кому) продавать? Говорят, Россия — традиционный потребитель и прокатчик наших достижений — в последнее время стала прохладней к творчеству украинских энтузиастов. Дескать, мы и сами с усами, и у самих хватает гаражей да ангаров, которые можно переоборудовать в павильоны, а затем выдавать на-гора не только «мыло», но и «стиральные порошки» разной киномодификации.

И тем не менее в Украине тотально «идут съемки!». И если не покажут что-либо из отснятого, значит, на «полку» пристроят — дожидаться еще лучших времен, чем те, что нынче.

Итак, компания FilmUA корпит над проектом «Отчим» (TB-муви), режиссер Андрей Бенкендорф, в ролях — Ксения Князева, Андрей Руденский, Лариса Руснак. Сюжет: героиня потеряла папу, осталась с мамой; в семье появляется другой мужчина; девушка протестует, а мама тяжело болеет… Александр Итыгилов завершает работу над мелодрамой «Сердцу не прикажешь» по мотивам произведения Анатолия Крыма (в главных ролях Ольга Сумская и Алексей Кравченко).

«Маша и море» — так миленько назван новый фильм (тоже ТВ-муви) компании ProductinUA, над которым трудится Александр Даруга. В основе, если верить релизам, произведение «Влады Лузиной», а в ролях — Ольга Красько (из «Турецкого гамбита»), Настя Цветаева и Максим Виторган (сын Эммануила).

UMG (Украинская медийная группа) снова ангажировала в свои проекты проверенных на деле мастеров — Анатолия Матешко и Вячеслава Криштофовича. Матешко после «Дурдома» решил порелаксировать у моря, его новый фильм называется «Луна-Одесса» (сейчас уже монтажный период). Это авантюрная комедия по мотивам произведений Ирины Черновой (хотя в тексте режиссер многое доработал). Сюжет о некоем современном Остапе Бендере, которого играет Григорий Антипенко (из «Некрасивой»). Из других медийных лиц в картине будет также масштабно представлена Руслана Писанка. А вот г-н Криштофович занят четырехсерийным фильмом «Тормозной путь». Здесь уже история драматическая, психологическая. Сценарий Елены Райской. Вроде бы этот материал нашему известному режиссеру посоветовал Сергей Жигунов. В главных ролях — Александр Сирин и Алла Юганова из захаровского «Ленкома». А из киевлян — актриса Русской драмы Ольга Олексий.

Компания «Аврора Продакшн», обессмертившая себя творчеством г-жи Байрак, производит новый фильм Саши Кириенко (он сам себя так и величает) под названием «Свои дети». Это уже прокатная история. Судя по всему, это условное продолжение лейтмотивов «Инди». Поскольку в главной роли — Алена Бабенко. В партнеры ей подобран отличный артист Алексей Серебряков («Побег», «Жесть», «Бандитский Петербург»). Жанр — мелодрама. Как сказал режиссер в одном интервью, «это задевающая за живое история о жизненных перипетиях одной семьи, решившей усыновить чужого ребенка, который впоследствии станет им родным...» В рамках «Авроры Продакшн» и проект Игоря Стернберга «Большая разница». Сама же г-жа Байрак в частной беседе призналась, что очень хотела бы экранизировать одно из произведений… Ивана Бунина. Надеюсь, что это все-таки не «Темные аллеи», а то меня хватит «Солнечный удар».

Компания Star-media (Влад Ряшин) давненько обещала порадовать город и окрестности серьезным прокатным проектом. Но все еще выжидают. А в запуске — телефильм «Третий лишний»; жанр — триллер, продюсер — Алексей Гончаренко, режиссер — Алексей Лисовец; на главную роль заманили Юрия Чурсина — очень успешного молодого актера из Художественного театра (он снимался в нашумевшем фильме «Изображая жертву»). А в производственных графиках «большого мыла» у Star-media — «Танцпол» (или просто «Танцы», как там уже впоследствии договорятся между собой продюсеры). Очевидно, что тематика продиктована гиперуспехом шоу «Танцы со звездами». Российские телеканалы уже проявляют интерес к этой мыльной хореографии. А на «1+1» пока не прояснили ситуацию с возможностью демонстрации многосерийных «Танцев» именно на этом канале. Возможно, перехватчики с «Интера» уже подоспели?

Ялтинская киностудия, которую, по одной из версий, уже окончательно продали (россиянам), а по другой — еще не окончательно, должно быть, вскоре достроит Дом солнца. Не по мотивам Кампанеллы. А под руководством Гарика Сукачева, который заявлен режиссером (премьера запланирована на начало 2008 года). Предыдущие режиссерские опыты Гарика вызывали больше вопросительных знаков, чем восклицательных («Кризис среднего возраста», «Праздник»). Действие же его нового фильма проистекает в 70-е: девушка из приличной семьи встречает мальчика по имени Солнце, молодой человек вырывает из милицейских когтей хиппи и других неформалов… У Черного моря происходит действие фильма «Набережная Ялты». Этот проект обозначен как режиссерская работа Дмитрия Тарана, который, кстати, по совместительству еще и директор Ялтинской студии.

В неполный кинореестр, составленный не без помощи Ассоциации продюсеров Украины, входит и Национальная киностудия имени А.Довженко… Старейшая студия страны бдительно хранит в своих закромах такие прокатные сокровища, как «Зиновий-Богдан Хмельницкий» Николая Мащенко, «Убийство в зимней Ялте» Александра Муратова, «Запорожец за Дунаем» Николая Засеева-Руденко. Премьера «Хмельницкого» планировалась на День независимости Украины. Так что скоро увидимся? В это же время завершает работу над «Владыкой Андреем» Олесь Янчук (копродукция с украинским инвестором). Фильм о Шептицком поначалу «завис» из-за недофинансирования, а затем деньги нашлись и работа сдвинулась. В главных ролях — Тарас Постников, Сергей Романюк (они оба играют Шептицкого в разные возрастные периоды). Бюджет проекта — около 10 млн. гривен. Премьера — октябрь-ноябрь
2007-го. На студии Довженко также стартует с фильмом «Мама, а я летчика люблю» известный российский режиссер Юрий Кара («Воры в законе»). Есть надежда, что запустится и Сергей Маслобойщиков с проектом «Никто» (пока что лишь стадия разработки). На тендерной основе решена участь фильма «Однажды я проснусь» (реж.Н.Кондратьев). Судьба давно заявленного проекта Михаила Ильенко «Толока» пока неизвестна. Так же, как и неведомо продвижение двух давних творческих замыслов (по гоголевским мотивам): Юрий Ильенко мечтает экранизировать «Страшную месть», а Виктор Гресь, да, вы не ошиблись, — «Тараса Бульбу».

Одесская киностудия анонсирует свои следующие премьеры — «Сезон открытий» (полнометражная картина режиссера Вячеслава Афонина), «Ворожея» (четырехсерийка режиссера Игоря Шевченко) и художественный фильм «Саперы» (в главной роли Борис Щербаков). В конце августа в прокате одесский фильм — «У реки» (режиссер Ева Нейман). И уже вот-вот готов к запуску очередной проект нашего живого классика Киры Муратовой «Мелодии для шарманки» (сценарий Владимира Зуева). В основе драматическая история двух детишек, которых злые силы хотят разлучить. Предполагается нечто вроде «святочной истории», что на Муратову как-то не похоже. На главные роли еще недавно предполагались суперзвездные кандидатуры — Рената Литвинова (разумеется) и Олег Табаков.

Кстати

В номинации «независимые студии» также несколько любопытных проектов. «Избранник» (реж.Р.Балаян), «Зона» (реж.Т.Томенко), «Беги, принцесса, беги» (реж.Р.Ширман), «Жизнь с идиотом» (реж.А.Жолдак), «А вы играете в шахматы?» (реж.В.Васянович), «Гер фотограф» (реж.Л.Санин, тендерная процедура, копродукция с Германией).