Вторая половина сентября, как всегда, открывает артистические сезоны. В этом году многие из них особенные, событийные. Именно этот сентябрь встретил киевлян и его гостей ярким концертно-театральным разнообразием. Открытие ХIII Киев Музик Феста впервые проходит без его основателя и постоянного директора Ивана Карабица, и программа фестиваля окрашена знаком памяти человека, которого нет среди нас. В Театре русской драмы им. Леси Украинки гастролирует знаменитый Ленком, привезший свою легендарную «Юнону» и «Авось» (в этом году исполняется тридцатилетний юбилей захаровской постановки). Так что начало сезона многообещающее.
Открытие 23-го сезона в Органном зале ничем существенно не отличается от предыдущих. Репертуарная политика та же: камерная музыка композиторов преимущественно эпохи барокко, классицизма, романтизма. Это островок галантного и изящного искусства. ХVIII век — век просвещенной Европы — затерялся между колоннами и сводами органного зала костела Святого Николая. Храм хранит тайны искусства великих мастеров прошлого.
В одном из первых концертов нового сезона здесь звучала музыка великого итальянского композитора, прожившего короткую жизнь, но прославившегося на века своими шедеврами, в частности последним. История жизни и смерти Джованни Батиста Перголези полна загадок, о реальных фактах его биографии известно слишком мало, зато его имя овеяно легендами. Гениальный, но бедный неаполитанец прожил свои 26 лет в итальянской провинции. Еще при жизни он был знаменит. Однако слава не смогла отодвинуть социальный барьер, стоящий между композитором и высшим светом. С этим связана одна из легенд его жизни. Она повествует, что Перголези получил отказ на брак со своей возлюбленной. Богатые родители девушки не хотели видеть в числе своих родственников бедного музыканта. Не представляя для себя иной судьбы, несчастная ушла в монастырь и вскоре умерла. Ее смерть тяжелым ударом обрушилась на Перголези. Памяти своей единственной он и посвятил последнее гениальное творение — кантату «Stabat mater», — вдохновленный изображением Девы Марии, удивительно похожим на лик его возлюбленной. Вскоре после создания музыки и сам композитор ушел из этого мира, не сумев перенести утрату. Но музыка «Stabat mater» никоим образом не траурная.
Удивительно перекликаются судьбы композитора и автора средневековой поэмы «Stabat mater» Якопоне да Тоди, разделенные почти половиной тысячелетия. Средневековый мастер, пережив смерть супруги, ушел в монастырь и уже будучи монахом Францисканского ордена через много лет создал свою бессмертную «Stabat mater».
Мотив любви и человеческой преданности объединяет двух авторов поэтической и музыкальной «Stabat mater». Здесь нет места трагедии и смерти. Это возвышенная печаль и память о прекрасных созданиях, безвременно покинувших мир. Это слезы очищения, света, добра и смирения. Подтверждение — музыкальное оформление поэмы: кантата написана для сопрано, альта, струнного квартета и органа. Со временем кантата стала исполняться с хором в сопровождении камерного оркестра.
Исполнение «Stabat mater» в Органном зале вернулось к первоначальному замыслу кантаты композитором. Хор и оркестр создают излишнюю пышность, поэтому возвращение к камерному составу отвечает замыслу и адекватно передает настроение возвышенной скорби и светлой печали. Правда, не обошлось без перестановок: орган был заменен клавесином, вместо сопрано и альта солировал редчайший дуэт меццо-сопрано и контртенора. Состав исполнителей был таков: квартет им. Лысенко, Екатерина Баженова (клавесин), Лилия Линчук (меццо-сопрано), Игорь Ищак (контртенор). Я не преувеличу, если скажу, что исполнитель партии контртенора Игорь Ищак — это раритетная ценность отечественного исполнительского искусства. Обладатели такого редкого тембра голоса (имеющего еще название сопранист) рождаются редко. Поэтому неизвестно, большая ли это удача или большая проблема и как «вписаться» в современную певческо-исполнительскую конъюнктуру.
Во времена галантного века в традиции светского музицирования было популярно певческое искусство высоких мужских голосов. Но это не означает, что все их обладатели с рождения были награждены таким даром. В отрочестве многие дисканты (высокий детский голос) до мутации подвергались операции, после чего их голос оставался таким же звонким и высоким. Особой популярностью искусство кастратов пользовалось в оперных спектаклях. Композиторы специально писали для них оперные партии. Со временем певческое искусство кастратов было забыто и ушло в историю, а оставшиеся многочисленные оперные партии стали исполнять женские голоса. В последующем уже композиторы XIX века партии для (немногочисленных) таких мужских ролей писали для женских голосов (как, например, партия Зибеля из «Фауста» Гуно или Леля из «Снегурочки» Римского-Корсакова).
Во времена Перголези было принято экспериментировать с исполнительскими составами. Причина заключалась в том, что еще в ХVIII веке композиторы обязательно играли на нескольких музыкальных инструментах, пели, то есть принимали самое непосредственное участие в исполнении своей музыки и музыки современников. Вероятно, «Stabat mater» Перголези в его время исполнялась различными исполнительскими (в том числе певческими) составами и в различных вариантах. Но если такая практика тогда была широко распространена, то сейчас это выглядит как некоторого рода эксперимент. Хотя мы не знаем достоверно, исполнялась ли кантата высокими мужскими голосами, можем только предположить, что могла исполняться. Поэтому исполнение «Stabat mater» в Органном зале может считаться возвращением исполнительской традиции, практики музицирования галантного века.
Сближение исполнительских стилей ХVIII века и нашего времени, пройдя сквозь толщу столетий, доказывает, что искусство вне границ, в том числе и временных.
Кроме кантаты о скорбящей матери, в первом отделении концерта звучала музыка современников композитора — Вивальди, Моцарта, Марчелло, а также композитора и легендарного скрипача-виртуоза Паганини в исполнении солистов, их концертмейстера Марины Сагайдачной (фортепиано), сольный номер и дуэт артистами квартета им. Лысенко Анатолием Баженовым (скрипка) и Олегом Серединским (скрипка). Но главная находка — это, без сомнения, солист Игорь Ищак, покоривший слушателей своим пением.
«Stabat mater» как символ возвышенности и чистоты через века пронесла теплоту чувств и мыслей своих создателей, сохранившись в неприкосновенной первозданности.