UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сказка о найденной нежности

У мелодрам и сентиментальных комедий почитателей обычно с лихвой. Поэтому новому спектаклю Национального театра русской драмы им.Леси Украинки зрительское внимание обеспечено...

Автор: Алла Подлужная

У мелодрам и сентиментальных комедий почитателей обычно с лихвой. Поэтому новому спектаклю Национального театра русской драмы им.Леси Украинки зрительское внимание обеспечено. Второй раз театр обращается к творчеству итальянского драматурга Альдо Николаи. После пользующегося успехом спектакля «Возвращение в Сорренто» та же постановочная группа (режиссер — Ирина Дука, сценограф — Алексей Вакарчук) осуществила новый — «Немного нежности».

Тема спектакля выигрышна обращением непосредственно к чувствам зрителей. Да и кого оставит равнодушным история о судьбе стариков, вынужденных доживать свой век в пансионате для престарелых? Так красиво называется богадельня. Она там, конечно, приличная, итальянская, с уютными комнатками, хоть и на троих, с цветниками на просторных балконах, с которых можно и закатом, и звездами полюбоваться, но все же — старческий приют. Но именно с духом такого определения их теперешнего пристанища пытаются бороться сами отнюдь не похожие на одряхлевших представителей пожилого возраста герои этой комедии-гротеска. Сюжет пьесы незамысловат, ходы его без труда прочитываются, но автор очевидно и не стремится слишком закручивать интригу, ему важно посмотреть на психологию своих героев и их поведение в придуманных им обстоятельствах. Отсюда и маловыраженная динамика пьесы, все действие «происходит» в разговорах, диалогах, монологах персонажей. Режиссер И.Дука вслед за автором сосредоточивается на психологизме происходящего.

Большие напольные часы, стоящие на сцене, бесстрастно отбивают время. Его, безжалостное, не остановить и не повернуть вспять. Прилично истрепанные жизненными бурями «дрейфующие корабли старости» бросили свои якоря у этой вынужденной пристани и единственной радостью обитателей благородного приюта остается, позабыв о времени, вспоминать прошлое, упиваться воспоминаниями, доказывать себе и окружающим, что жизнь была не напрасной. Но вот в пансионате случается взбудоражившее всех событие: среди жильцов появляется новенький, и в который раз подтверждается фраза «Любви все возрасты покорны». Да, да, между старичками, которым, что называется, о Боге уже думать надо, вспыхивает любовь, да такая нежная, умильная и самоотверженная, что можно только позавидовать. Эта любовь меняет все вокруг, в первую очередь влюбленных, их отношение к окружающему миру, их соседей, которые словно отогреваются в лучах позабытого чувства, меняет размеренный ход событий.

Каждая роль этой малонаселенной пьесы — выигрышный, бенефисный материал. И пусть эти образы укладываются в узнаваемые схемы характеров, актеры придают им яркие краски, насыщают интересными находками, индивидуальным отношением, вызывающим сочувствие, понимание, даже нежность. Как по-разному ведут себя в этом «несчастье — старости» три соседки по комнате пансионата. Нанда (Татьяна Шелига) — строгая, самая рассудительная. Актриса делает свою героиню мудро-ироничной, смирившейся с ходом событий, страсти не обошли ее жизнь стороной, и отголоски их бушуют в душе, но что поделать, если все уже в прошлом… И она тщательно вяжет длинный шарф. Но когда мы видим этот шарф на Бату (Олег Комаров), понимаем, в душе Нанды для чувств есть место, и она ждет их. Смешной герой О.Комарова — танцовщик в прошлом, трогательно демонстрирующий свои таланты, продолжает культивировать былой оптимизм и хочет создать в этом невеселом месте подобие праздника. Искренний, добрый в своей нелепости, внимательный к друзьям, беззлобный Бату всегда стремится помочь. Всем бы сохранить такое отношение к жизни в старости. Яркий, колоритный образ создает Надежда Кондратовская (Пьера). У этой дамы характер непростой. Фейерверк эмоций, каскад выпадов, непредсказуемые психологические перепады настроения. Из склочной завистницы, вечно жалующаяся Пьера превращается в страстную помощницу и защитницу влюбленных. Из рассказов мы узнаем о ее будто бы благополучной прошлой жизни, но в озвученных мечтах и иллюзиях — такая тоска и надежда на возможное счастье.

Влюбленная пара — Ромео и Джульетта пенсионного возраста. Не менее романтично выражают свои чувства Мими (Лидия Яремчук) и Ненил (Валерий Зайцев). Он говорит ей, что она нежна, как луч заката, и берется противостоять истине, что деревья не цветут зимой. Яремчук–Мими — мечтательна и романтична, имеет взрослую дочь (Елена Стефанская) и внучку, но никогда не имела мужа. Интересами дочери она и живет, но нерастраченная любовь вырывается наружу, лишь она знакомится с новым обитателем пансионата. И в нем словно пробуждаются новые силы от этой любви, лишь в первых сценах Ненил—Зайцев изображает внешнюю дряхлость, потом же чувства позволяют ему обрести бодрость и даже отбросить трость. И пусть над ними иронизируют — «старые и облезлые голубки», они, впрочем, так не выглядят, и внешне, и благодаря костюмам (К.Корнейчук), Мими и Ненил доказывают, любя, можно горы свернуть, и поздняя любовь едва ли не самая сильная. А бороться влюбленным пришлось, как ни странно, с собственными детьми, решившими, что поведение родителей абсурдно.

Психологические переживания героев разбавляются устроенным праздником, карнавальными танцами (балетмейстер А.Рубина), музыкой (В.Шпаковская), навевающей им приятные воспоминания. В общем, зрители смогут вместе с героями посмеяться и погрустить, зарядиться оптимизмом и слегка успокоиться при мысли о приближающейся или уже наступившей старости. Она, как утверждают создатели спектакля, не так ужасна, если не забывать, что в старости можно наверстать непрожитое в молодые годы.

Опасаясь, что дети их разлучат, Мими и Ненил решают сбежать из пансионата. Друзья помогают им осуществить это смелое решение. Зритель взволнованно замирает, сентиментальные дамы в мыслях примеряют на себя судьбу счастливой Мими. Хотя, понятно, что идти влюбленным, в общем-то, некуда, и ничего у них, кроме любви, вот этой последней и самой сильной, нет, но ведь в сказке должен быть счастливый конец.