UA / RU
Поддержать ZN.ua

СКАЗАЛ «ШИРЛИ» - ГОВОРИ И «МЫРЛИ»

Советская кинокритика за долгие годы при советской же кинематографии создала в нашем сознании стереотип поиска глубинной идеи, заложенной в каждой ленте, даже если это кинокомедия...

Автор: Марина Михтонюк

Советская кинокритика за долгие годы при советской же кинематографии создала в нашем сознании стереотип поиска глубинной идеи, заложенной в каждой ленте, даже если это кинокомедия. На первый взгляд, новая работа Владимира Меньшова «Ширли-Мырли» может показаться очередной попыткой ухода от идеологичности, вдребезги разбиваемой абсурдностью происходящего на сцене и ломкостью сюжетного построения, в основе которого лежит непостижимый уклад нашей жизни. Сомнений нет - театр абсурда сошел с подмостков, и уже не различишь, где он заканчивается, а где начинается сама жизнь, которая, как известно, и есть театр. Впрочем, классик предавал этому выражению более реальные очертания. Сегодня оно имеет множество новых оттенков. То ли мы изменились, то ли вселенский абсурд прогрессирует. И в этой кутерьме лауреат престижного «Оскара» - приза Американской академии киноискусств режиссер-постановщик Владимир Меньшов после десятилетнего перерыва в своем творчестве «мощным ломом» пробивает дорогу в головы и сердца зрителей с помощью почти забытого со времен немого кино жанра фарса - с метанием тортов, двойниками-любовниками и скандалами, заканчивающимися всеобщей потасовкой чинных гостей светских вечеринок.

Режиссеру удается решить суперзадачу в легком повествовательно-комедийном стиле - высмеять и обесценить одну из наиболее больных и заразных идей века - шовинизма. Сюжет прост. Троих братьев-близнецов, разлученных после рождения, судьба сводит при самых невероятных обстоятельствах уже в зрелом возрасте. При этом один из них вор и мошенник в розыске, другой - симфонический дирижер, а третий - кочует с табором по стране, пытаясь создать независимую цыганскую республику. И каждый исповедует свою веру. Все три роли исполняет один актер - восходящая звезда русского кино Валерий Гаркалин. Фон происходящего фарса не менее великолепен. Это и вездесущая русская мафия во главе с Арменом Джигарханяном, мастерски играющим пародию на самого себя, и буйные пиршества «новых русских», и десятки других примет времени. Не говоря уже о неисчислимом количестве не просто удачных, а мастерских реприз, которые, я думаю, обеспечат фильму долголетие. Актерский состав от главных ролей до ролей второго плана просто «звездный»: Игорь Угольников, Вера Алентова, Олег Табаков, Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Любовь Полищук, Олег Евремов.

Работа над фильмом длилась три года. И это, по словам В.Меньшова, один из самых дорогостоящих кинематографических проектов России. Стоимость картины приближается к миллионной отметке (в долларах, естественно!).

Можно утверждать, что деньги не пропали даром и Меньшову удалось-таки создать самую смешную отечественную комедию сезона. Каким будет прокатный успех фильма и позволит ли он окупить затраты, покажет время. В Киеве же, из-за неумело проведенной фирмой «Киевмаркет» рекламной поддержки, даже премьера состоялась при полупустом зале. А жаль.