UA / RU
Поддержать ZN.ua

СИНЯЯ ПТИЦА ДОБРА И НАДЕЖДЫ

«...Искусство оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение путем нравственных средств, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит само путем к нравственности»...

Автор: Павлина Семиволос
Идет репетиция
Евгений Курман и исполнители главных ролей — Саша Антонюк и Вика Шеховцова
Урок пластики проводит Алексей Дубинский

«...Искусство оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение путем нравственных средств, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит само путем к нравственности». Эту фразу великого немецкого поэта и драматурга Фридриха Шиллера можно считать своеобразным девизом театрального мастер-класса, организованного фондом «Искусство, культура и наука» в киевской школе-интернате №21.

Учебное заведение, где начал реализовываться данный проект, не совсем обычно. Во-первых, здесь живут и получают образование дети-сироты. Во-вторых, оно абсолютно не вписывается в стандартное представление о «сиротском доме». Здесь нет и намека на безликую казенщину, напротив, все дышит настоящим домашним уютом. Везде — идеальная чистота и порядок, на стенах — совершенно потрясающие картины-аппликации, выполненные воспитанниками школы, на каждом подоконнике — выращенные ими же цветы. Да и сами ребята производят весьма приятное впечатление: аккуратненькие, улыбчивые, вежливые. А главное — чувствуется, что сотрудники интерната не просто работают со своими подопечными, а по-настоящему их любят.

— Конечно, далеко не все наши дети хорошо учатся, далеко не со всеми можно быстро найти общий язык,— рассказывает директор школы Алла Кошечко. — Все они очень сложные, легко ранимые, вспыльчивые. Ведь каждый за свою короткую жизнь пережил столько горя, обид и бед, что иногда просто диву даешься, как при всем этом ребенок остался ребенком?.. Но я убеждена в одном: наша цель — не только отогреть (в прямом и переносном смысле) ребят и, как говорится, вывести их в люди. В каждом из них есть божья искра и мы просто обязаны ее заметить и не дать ей угаснуть.

Лично я ушам своим не поверила, когда Алла Григорьевна сказала, что в школе постоянно функционируют девятнадцать (!) различных кружков. Но буквально через несколько минут убедилась: они не только существуют, но и весьма плодотворно работают. В одной комнате мальчики и девочки увлеченно рисовали, в другой — серьезные малыши сосредоточенно лепили из пластилина забавные фигурки, в школьной теплице юные ботаники колдовали над цветами. И что характерно, всю кружковую работу ведут не учителя или воспитатели, а профессиональные художники, музыканты, биологи, специалисты по прикладному искусству и т.д. То же можно сказать и о недавно открывшемся театральном мастер-классе — им руководит известный режиссер-постановщик из киевского Молодого театра Евгений Курман (припоминаете, его феерические «Русалочки» в свое время вызвали настоящий фурор в среде столичных театралов).

Работа над спектаклем только-только началась. Поэтому говорить о том, когда творческий процесс подойдет к своему логическому завершению, пока рановато. В данный момент определенно можно сказать следующее. В постановке принимают участие тридцать два семиклассника. В качестве первого сценического опыта избрана волшебная сказка бельгийского писателя Мориса Метерлинка «Синяя птица». В постановочную группу, кроме Е.Курмана, входят художник и постановщик сценических боев Алексей Дубинский, художник-сценограф Ирина Горшкова и Александр Головнёв (музыкальное оформление).

— Когда представители фонда «Искусство, культура и наука» обратились ко мне с предложением поставить «Синюю птицу», я очень долго сомневался и не решался взяться за эту работу, — говорит Евгений Курман. — Но когда приехал сюда, увидел здешних ребят, понял: им действительно нужно помогать. И не в каком-то общегуманитарном, а в человеческом плане. Ведь я-то знаю не понаслышке, что искусство лечит. И, собственно, мы этим и занимаемся. Уверен, когда нам удастся, так сказать, снять с детей их негатив, нигилизм, «колючесть», получим очень неожиданный и яркий художественный результат. Но не только в этом наша задача. А и в том, чтобы преломить их взгляд на мир, изменить их самоидентификацию, сделать нормальными членами социума, не обозленными, не несущими заряд отрицательной энергии. Именно искусство и помогает защититься от негатива, настроиться на позитив.

Работа над спектаклем началась не совсем обычно: не со чтения текста пьесы, его анализа и разбора, а со специальных тренингов и уроков пластики. Ребятам прежде всего нужно освоить главный инструмент актера — свое тело, считает режиссер. Кстати, интернатовцы, ведомые опытными наставниками, не только готовятся сыграть своих будущих персонажей, но и примут самое активное участие во всех стадиях подготовки спектакля, его постановки. Именно юные артисты, по задумке инициаторов проекта, придумают, какими будут декорации, костюмы, звуковое оформление «Синей птицы». Естественно, образы и идеи, рожденные творческим воображением детей, нужно будет воплотить в жизнь, правильно композиционно выстроить. Вот этим уже займутся профессионалы. Но сам творческий импульс, подчеркнул Е.Курман, должен исходить от ребят.

Нам остается только одно: пожелать всем участникам проекта успеха. И очень хочется надеяться, что начинание достигнет своей главной цели — ребята поверят в себя, а те, кто увидит результат их работы, поверит в них.