UA / RU
Поддержать ZN.ua

СИНОПСИС «ТЕСПИСА» И КАПЛЯ СКЕПСИСА

Международный фестиваль моноспектаклей, названный в честь первого древнегреческого актера, пись...

Автор: Алексей Кужельный
«Фараон»
Кристин Лабранстохер

Международный фестиваль моноспектаклей, названный в честь первого древнегреческого актера, письменные свидетельства о котором дошли до нас, проводился с 1 по 8 марта в германском городе Киле и носил подчеркнуто рабочий характер. Каждый день показывалось по 2—3 спектакля, которые привезли 5 актрис и 10 актеров из 13 стран. Днем проходили симпозиумы молодых и опытных критиков об особенностях монодрамы и ее месте в общем театральном процессе, о роли и этике критики. Понятное дело, спор на эту тему вечен и рождения истины не предполагает, хотя одна молодая критикесса из Вроцлава даже потеряла голос на несколько дней. Однако пользу такое общение принесло безусловно — молодые критики были толерантны в высказываниях о спектаклях, неизменно поздравляли артистов после них и даже улыбались и здоровались с артистами в последующие дни. Словом, критика была с новым лицом — без снобизма, снисходительности и брезгливости, а вдумчиво-заинтересованная, контактная и даже сопереживающая. Больше того, критики жили спектаклями, а не постоянно соображали, что об увиденном можно будет написать. Конечно, они рискуют в дальнейшем перестать быть узнаваемыми как критики и скатиться до уровня благодарного зрителя, но «если бы молодость знала ...».

Присутствие на фестивале товарища, пана, мсье Флешена — завлита театра Е.Гротовского, рожденного в Польше, интернированного в СССР, вернувшегося в Польшу, последние 15 лет живущего в Париже, придало суждениям о спектаклях ещё одно самоценное измерение. «Федра» Мастерской театрального искусства «Сузір’я» напомнила ему «парад аттракционов» С.Эйзенштейна, а подробный и неоднодневный разговор об исполнении роли Ларисой Кадыровой, пожалуй, стал реально высокой оценкой нашей работы.

Вообще Украина поразила коллег тем, что в Киеве ежегодно проводятся два фестиваля моноспектаклей: юный и независимый «Відлуння» и «Київська парсуна».

В названиях наших фестивалей выражена их программа. Парсуна — персона, личность — сценическое исследование того, что делает человека неповторимым, бесценным, просто Человеком. «Відлуння» — поиск и демонстрация главного чуда театра — созвучия и эха мыслей и чувств актера человеку сегодняшнему и вечному. «Теспис» представляет лицедейство во всех его проявлениях.

Растерянное жюри фестиваля призналось в невозможности определить лучший среди спектаклей, играющихся по классическим образцам драматургии и написанным специально для актера текстам. Среди спектаклей, в которых единый образ создается актером, режиссером, сценографией, костюмом, музыкой, светом и просто монологом — вечным и величественным жанром. Среди спектаклей, требующих прямого взаимодействия с залом и оставляющих зрителя за «четвертой стеной».

За 20 лет работы в театре мне удалось всего 5 моноспектаклей. Жанр этот пока не слишком любим актерами, режиссерами и зрителем. И все же он, безусловно, набирает силу. Сегодня уже существует Ассоциация фестивалей моноспектаклей в рамках Международного института театра, а всего в мире их уже больше 20. Моноспектакли сценическими способами пытаются решить серьезную социальную проблему, объединяющую страны бедные и богатые, развитые и развивающиеся, демократические и терпящие театр — проблему дефицита личности в современности. Абсолютное большинство людей в мире стремится к внутренней эмиграции, к уходу от поступков, принятия решений, ответственности за судьбу и судьбы. Куда дальше, если семья, любовь, дети все больше становятся обузой, пугалом или кратковременной забавой.

Актер, выходящий один на один со зрителем, уже совершает поступок: он утверждает право человека на высказывание, на самовыражение. И таковыми были спектакли и актеры «Тесписа». Олег Белов наделил шукшинского Иванушку-дурачка из повести «До третьих петухов» чертами фундаментального простака, человека вне каких бы то ни было конъюнктур. Живу как чувствую, говорю что думаю, имею право. Улыбкой и иронией, всепрощением и сочувствием прикрывалась, становясь от этого еще явственнее, тупая бездонная боль у героя англичанина Армстронга, рассказывающего историю эскалации антисемитизма с XVI века до гитлеровских времен через воплощение образа шекспировского Шейлока.

Чилиец Карлос Конча продемонстрировал 8 собственных реинкарнаций: от египетского фараона до полицейского хунты Пиночета. В финале на теле голого артиста показались вечные знаки — таинственные и простые, как тело человеческое — одинаковые и всегда неповторимые.

Женские спектакли отличались и эмоциональностью, и богатством выразительных средств. Можно понять жюри, призвавшее на помощь образ Греты Гарбо, явственно проступавший в спектакле норвежки Джуны Дар, и отдавшее ему не предпочтение, но должное почтение.

Еще один приз жюри вручило Игнасию Аломо из Заира за мужество в борьбе с расизмом. Возможно, это правильно, но странно. Странно выглядело и само жюри: включало одновременно и опытного завлита театра, и вчерашнюю выпускницу театрального института, на церемонию вручения призов кто-то явился в вечернем платье, а кто-то в джинсах и кожаном жилете. Результаты его работы настолько смутили участников, что 5 директоров международных фестивалей моноспектаклей из славянских стран во главе с В.Хазановым (Россия) учредили собственный приз спектаклю «Лента Крепа» Мишеля Альтмана из Германии по пьесе С.Беккета. Директора были так торжественны, красивы и едины, что выраженное ими право на собственное мнение вызвало подлинный восторг присутствующих.

Фестиваль закончился. Но спектакли продолжают жить. И мы очень надеемся, что лучшие работы удастся показать в Украине на фестивале моно- и камерных спектаклей «Київська парсуна», который будет проходить в рамках Третьего Международного театрального фестиваля городов-побратимов «Київ Травневий» с 17 по 27 мая этого года в нашем городе.