UA / RU
Поддержать ZN.ua

СИ(нема)-БРИЗ. Закрытый показ: кино, которое пока только ищет зрителя

Летние отечественные кинофестивали не исчерпываются Севастополем. Впереди киносмотры во Львове и Бердянске...

Автор: Екатерина Константинова

Летние отечественные кинофестивали не исчерпываются Севастополем. Впереди киносмотры во Львове и Бердянске. А это значит — новые встречи, новые надежды. И новые фильмы, естественно. О некоторых из таких картин, которые лишь на подступах к своей аудитории (и не факт, что все из них найдут ее) и хочется вспомнить — в виде «постревю» к уже отшумевшему севастопольскому киносмотру. Это довольно разные фильмы — и детское кино, и авторский кинематограф, и откровенное потакание любителям мелодрамы. Единственное, что объединяет все эти премьеры — «не первый экран». Вряд ли эти работы победят традиционные блокбастеры в рамках летних кинопрокатных сражений.

«Как сказка?»

Украина наконец-то «разродилась» премьерным детским фильмом — «Прикольная сказка» режиссера Романа Ширмана (его недавнее интервью в «ЗН», №…). Действие картины разворачивается в сказочные времена. Средневековые рыцари вооружены современными автоматами, ездят на джипах и ведут переговоры через спутники связи. Принцесса принимает участие в конкурсе красоты, а королева обожает смотреть по телевизору выступления своего эстрадного кумира. В результате прикольных сюжетных коллизий военный министр понимает, что спасти человека намного приятнее, чем погубить его; принцесса после всевозможных перипетий найдет любимого, а коварной шпионке достанется по заслугам.

Сам Ширман отрицает свою причастность только к жанру документалистики: «Когда смотрю на подлинных режиссеров-документалистов, то восхищаюсь их трудами праведными. Мне это не интересно. Мой фильм о Параджанове «Опасно свободный человек», получивший Гран-при фестиваля «Россия», вовсе не документальное кино. Ведь мне там много доводилось фантазировать, придумывать. За спиной чувствовал недовольство конкурентов: вот, мол, какой-то украинский мультик приехал и получил главный приз».

Но вернемся к «Сказке»… Начиналось все так. Продюсер Елена Фетисова, которая, по мнению г-на Ширмана, самый лучший продюсер в мире, позвонила ему как-то и сказала: «Давай сделаем сказку». Режиссер, не долго думая, согласился. «В сказке — свобода полная, твори, что хочешь, — рассказывает «ЗН» Роман Ширман. — Изначально идея мне понравилась, я вообще люблю микс. Ведь в сказке, то ли о сегодняшних временах идет речь, то ли о прошлых — разницы нет! Только рыцари будут ездить не на коне вороном, а на хамере».

Бюджет «Сказки» — чуть меньше миллиона долларов. Как признался режиссер, сразу по наивности и неопытности кинош-
никам казалось, что это огромные деньги. Дескать, украинские «Звездные войны» обеспечены! Ведь все, что касается кино — у нас или у Спилберга, идет по одному тарифу.

Кастинг актеров прошел успешно — Ширман преподает режиссуру в университете им. Карпенко-Карого. Поэтому главные роли сыграли ребята с его курса: принцессу — Елена Лымова, пирата — Денис Роднянский. Но в «Сказке» также заняты Георгий Делиев, Владислав Троицкий, Михаил Барский, звезда прибалтийского кино Мерле Пальмисте.

— Еще на этапе идеи сказки я воображал довольно странную принцессу, — продолжает рассказ Ширман. — Ею и стала моя студентка Лена Лымова, которую знаю с первого курса. А на роль военного министра мы сразу решили пригласить Георгия Делиева. Ранее этого актера я знал по программе «Маски-шоу», различным комиксам. И если можно о ком-то сказать, как о полной противоположности экранного образа и его человеческого амплуа, так это именно о нем. Работать с Делиевым — одно удовольствие. Это очень деликатный, тонкий, глубокий актер. До сих пор поражаюсь его интеллигентности. Теперь понимаю, что звездная болезнь возникает лишь у самых бездарных, ведь пустое ведро всегда громче всех гремит!»

Курьез с деньгами у создателей «Сказки» случился уже в монтажный период картины: грянули выборы — и деньги зависли в воздухе! Поэтому и пришлось на полгода остановиться.

«Прикольная сказка» вскоре будет дублирована на эстонский, русский и английский языки.

Лента украиноязычная. Однако, несмотря на это, на севастопольском форуме картина прошла успешно. Дети тянули родителей в зал, говоря, что им все равно, на каком языке смотреть сказку. После показа можно было услышать, как они с присущей им непосредственностью обсуждают картину: «Как сказка?» — «Прикольная!» Хотя в «Сказке» есть много шуток и для взрослых, которые назвали дебют Романа Ширмана «глотком свежего воздуха».

Впрочем, «Прикольная сказка» уже получила две награды XVI Международного детского кинофестиваля «Артек». Такое решение приняло Большое детское жюри (более 3000 детей, причем 80% из них россияне).

«Нормальная жизнь стала мифом»

«Однажды в провинции» представляла сама режиссер — Катя Шагалова. Она дебютировала в большом кино фильмом «Собака Павлова». Критики сочли картину искренней и многообещающей. Впрочем, многие говорили о случайном успехе. Но «Однажды в провинции» опроверг это мнение, фильм получил награду на минувшем, 30-м ММКФ — приз ФИПРЕССИ.

Катя Шагалова окончила сценарный факультет ВГИКа, а затем режиссерский ГИТИСа. К тому же она из семьи кинемато-
графистов: отец — известный кинодраматург Алексадр Миндадзе (сценарист практически всех картин Вадима Абдрашитова).

Актерский состав в картину подбирался по особым критериям — все персонажи должны были быть молодыми и красивыми. Они действительно молоды и красивы: Юрий Персильд, Леонид Бичевид, Александр Полуян, Любовь Толкалина, Александр Голубев, Эльвира Болгова. Сюжет фильма весьма непрост. Многие сравнивают ленту с «Грузом 200» Алексея Балабанова, потому как это еще один образец так называемой чернухи.

Актеры в «Провинции» играют очень хорошо. Что касается сюжета, то при обычном пересказе он может показаться весьма банальным. События разворачиваются в провинциальном городке (картину снимали в Подольске), и жизнь там круто меняется, когда приезжает звезда наскоро склеенного популярного телесериала Настя. Ей больше не к кому, кроме сестры, податься, поскольку она актриса неважная. Настя пытается начать жизнь заново… Трагичный финал между тем предсказуем: пьяная драка, свидетелем которой она становится, затем побег с новоиспеченным полукубинцем-полурусским женихом Че от милиции…

«В фильме я хотела показать некий замкнутый мирок, — говорит Катя Шагалова. — Люди «так» живут и считают, что это нормально. И это ужасно… Ужасно то, что нормальная жизнь стала мифом. Не в моих правилах нравоучительствовать. Но каждый может посмотреть на себя со стороны и спросить себя: устраивает ли меня такая жизнь? Если да, то и не надо никого ругать, давайте жить как живется. Если же нет, то давайте что-то менять. Поймите, что это ненормально — пить по утрам водку, бить друг друга, с нелюбимыми жить. И если хоть один человек это поймет, увидев мой фильм, то я буду рада: значит, сделано не зря. Да, мое кино — голая правда. И я хочу, чтобы его посмотрели именно в маленьких провинциальных городках. Ведь вся натура в фильме — подлинная. Это реалии Подольска, который находится в 10 км от Москвы. Причем центр Подольска застроен элитным жильем, но есть здания еще 20-х годов минувшего века и, представьте, там живут люди. Меня поразила история дедушки, у которого вся грудь в орденах. Он все спрашивал меня, не потребуется ли его участие в массовых сценах. Этот человек ушел на войну из барака, туда же вернулся и всю жизнь живет в таких вот условиях. Жизнь таких людей разрушена уже в 24—25 лет…»

Создателей фильма можно упрекнуть в заданной «чернушности» и жестокости, в трагической предсказуемости финала (Настя и ее жених Че разбиваются)… Тем не менее, здесь каждый образ выписан, соблюдены законы качественной драматургии. Видимо, не прошли бесследно уроки отца. Хотя, по словам молодого режиссера, она всего в своей профессии добивалась сама.

«Как критик папа для меня много значит, — рассказывает Катя Шагалова. — И он в этом плане достаточно жесткий. Но в его творчестве больше полутонов, у меня же почти все черно-белое, ведь люди по-разному и кроят, и мыслят. Но, несмотря на это, он мою картину принял».

Другая«Шинель»

Фильм Аркадия Яхниса под названием «Ужас, который всегда с тобой» — вторая полнометражная работа режиссера. Лента снята в 2006-м. А в 2007-м попала в программу «Перспективы» XXIX ММКФ. Картина также была показана в Карловых Варах. Сценарист Юрий Арабов получил «Нику». В картине заняты артисты московского Театра сатиры Юрий Нифонтов и Мария Ильина, а также Олег Фомин. Именно Юрий Нифонтов гостил в Севастополе. Этот актер — народный артист РФ, довольно активно снимается в кино («Гибель империи», «Лебединый рай», «Хрусталев, машину!», «Глянец», «Смерть шпионам», «Азазель», «1814»), также преподает в Театральном училище им. Б.Щукина.

Критики определили фильм как «антиклерикальный». Лента так и не вышла в широкий прокат и осталась незамеченной.

«Ужас, который всегда с тобой» — посыл к российской интеллигенции. Как известно, этот «слой» населения так и остался не приспособленным к нынешней жизни, в которой истинное вытеснено суррогатным. Сюжет с «вывертом» — супружеская пара (два преподавателя без детей) коротает скучные деньки в скромной квартире. И так они жили бы и дальше, но в их квартиру неожиданно вселяется группа спецназовцев, и быстро осваивается: один жарит яичницу, другой на посту у входной двери, третий отдыхает... Это те, кого называют «настоящими мужиками». Милиция бессильна, потому что здесь «государственная тайна». Главные герои, поняв, что они не в состоянии что-то изменить, решают измениться сами. Муж начинает осваивать блатной жаргон, автомат Калашникова, бреется наголо и становится полубандитом. А жена уходит в религию и отдает свою квартиру во владение церкви.

— Это моя вторая работа в ленте по сценарию Юрия Арабова, — признался «ЗН» Юрий Нифонтов. — Он большой почитатель Гоголя, поэтому главная его тема — маленький человек и то, что с ним делает власть, окружение, как его могут сломать. Это судьба интеллигенции. Знаю, что фильм не из легких. Хорошо понимаю своего героя, ведь об этом писал и Чехов, и Гоголь. В принципе, «Ужас…» — это гоголевская «Шинель» на новый лад, тема Башмачкина…

Работа в этой картине для меня имеет большое значение. Хотя и вижу все погрешности фильма. Было и тяжело, и интересно. Готов сниматься в подобных фильмах с утра до ночи! Даже бесплатно. Ведь этот фильм о нас. О том, что жизнь — абсурд. И концентрация этого абсурда на нашем постсоветском пространстве ужасающая! А мой герой — маленький человек — влюбляется в «разумную силу ». Ведь наша страна тоже влюбилась — и в Путина, и в Ельцина. Мы же любим эту силу. Особенно интеллигенция, которая так тянется к тому, чего у нее нет. Вы задумывались, почему многие революционеры были из дворян? А чего декабристам не хватало? Фильм и об этом. Сам сценарист Арабов — глубоковерующий человек. Он будет членом жюри грядущего Венецианского кинофестиваля. Возможно, я сам буду снимать кино по его сценарию. Моим учителем, кстати, был Алексей Юрьевич Герман. Я снимался в его фильме «Хрусталев, машину!» Всегда повторяю: если я что-нибудь умею в кино, то только благодаря этому человеку. Он снимает такое кино, которое оценивают лишь лет через десять.

«Дедушка по вызову»

Лента молодого украинского актера и режиссера Ахтема Сеитаблаева «Операция Че Гевара» скоро будет показана на «1+1». Фильм уже получил приз на фестивале в Артеке: лучшим мальчиком-актером стал рыжеволосый Михаил Працько за работу в картине. Его экранный дедушка — Валентин Гафт. А папа — Павел Майков.

Ахтем окончил школу в Узбекистане, после переезда семьи в Крым — Крымское культпросветучилище, затем режиссерский факультет университета им.Карпенко-Карого. В 2001 году в Крымскотатарском музыкально-драматическом театре он успешно сыграл Хосе в «Кармен» (на татарском языке). Сейчас Ахтем работает в Театре на Левом берегу Днепра и снимает кино.

Для режиссера было радостью, что такая звезда как Валентин Гафт, прочитав сценарий, сразу же согласился сыграть дедушку в «Операции...»

Фильм рассказывает о ребенке состоятельных родителей, страдающем от недостатка внимания. Папа у него — «крутой» бизнесмен и с утра до вечера зарабатывает деньги для семьи. У мамы, которая стремится сделать сногсшибательную карьеру, также почти не остается времени на сына. За пять лет ребенку никто не удосужился прочитать ничего, кроме «Колобка». Даже сходить в цирк, который находится на соседней улице, некогда. Родители пытаются компенсировать недостаток внимания всевозможными игрушками. Это не помогает. И герой Майкова прибегает к крайним мерам — нанимает дедушку. И не какого-нибудь, а самого Гафта! Так Гафт стал «дедушкой по вызову».

При чем здесь Че Гевара? Просто герой Гафта везде разгуливает в футболке с изображением революционера. Да и маленький герой давно мечтал о дедушке, который ходит в майке с Че, работает Штирлицем и строит настоящую марсианскую ракету.

— Моя картина показывает общение между пожилым человеком и юным, делающим первые шаги в жизни, — рассказывает Ахтем «ЗН». — У этих двоих есть своя территория, на которой они построили свой соб-
ственный мир. Герой Гафта — одинокий человек — помогает юному созданию обрести надежду, что он кому-то нужен. Что же касается работы с Валентином Иосифовичем, то этот популярнейший актер отличается невиданным самоедством. Его постоянно приходилось убеждать: дубль хорош и его не нужно переделывать!

«Надежда» не умирает

Компания «Стар Медиа» представила картину «Право на Надежду» режиссера Тараса Ткаченко. Исполнителю главной роли — Дмитрию Суржикову от народного жюри после жарких споров присудили приз в номинации «Лучшая мужская роль», вручив диплом фестиваля и керамическую амфору. Кроме Дмитрия, в картине задействованы Светлана Рябова, Анна Тамбова-Ветрова, Александр Пороховщиков.

Картина снималась во Львове — чудесные виды этого города ласкают взор. А «Надежда» здесь — главная героиня. И «право» на нее, как оказалось, нужно завоевать. В основе фильма, снятого по сценарию Елены Поломяки, любовь зрелой дамы и молодого мужчины. Вначале герой-любовник закрутил роман с дочкой, но… мама оказалась лучше. Может ли разница в возрасте стать помехой в отношениях? Многие гости на фестивале, кстати, весьма прониклись сюжетом и спрашивали режиссера, как бы он сам поступил в подобной ситуации выбора.

«Право на Надежду» — двойной дебют. В первую очередь режиссерский. А также актерский — у Дмитрия Суржикова, актера киевского академического Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра. Поначалу на эту роль пробовались несколько актеров (в том числе и известных российских), но Дмитрий был настолько убедителен, что продюсер картины Алексей Гончаренко рискнул — отдал эту роль ему.

Большинство зрителей традиционно любят мелодрамы. Пусть они даже будут поверхностными, предсказуемыми. Как только в афише обозначен этот жанр «важнейшего из искусств», в зале — аншлаг. Сам режиссер Ткаченко некоторых своих промахов не скрывает:

— Я свои ошибки знаю. Ведь нет пятен на солнце. Это кино позиционируется как украинское, хотя дает нам работу Россия. Впрочем, на Севастопольском фестивале Украина представлена весьма полноценно. Приятно, что нас видят.