UA / RU
Поддержать ZN.ua

СИМВОЛИЗМ ВЫСТАВКИ БОГДАНА ПАНЧИШИНА

В центре Братиславы, в президентском палаце, сегодня завершилась выставка молодого украинского х...

Автор: Инна Горватова
Богдан Панчишин. Поражение

В центре Братиславы, в президентском палаце, сегодня завершилась выставка молодого украинского художника Богдана Панчишина «Мій келих», организованная при помощи посольства Украины в Словакии и проходившая под патронатом словацкого президента Рудольфа Шустера. Это уже вторая выставка наших художников, которая состоялась за последнее время в столице Словакии. Характерно, что украинское изобразительное искусство представляли мастера кисти Западной Украины. Многие из них в этом видели определенный символизм: дескать, даже в тяжелый период половодья между народами двух стран остаются тесные духовные связи. Художники — народ творческий. Искать символы в реальности — их призвание. А если говорить о реальности, Словакия, пережив несколько лет назад подобную трагедию, не осталась в стороне, предоставив ощутимую помощь Украине.

Возвращаясь к выставке Богдана Панчишина, стоит отметить несколько «деталей». Во-первых, на открытии, кроме представителей посольства Украины в Словакии во главе с послом Юрием Рылычем, присутствовал президент Словакии Рудольф Шустер, а также политики и дипломаты стран Европейского союза и Совета Европы. Во-вторых, выставка была открыта в канун приезда министра иностранных дел Украины Анатолия Зленко, в программе визита которого также был запланирован просмотр картин Богдана Панчишина. В чем секрет такой репрезентации художника на словацкой земле? Представители украинского посольства говорят: стечение обстоятельств и, конечно же, талант живописца.

Творчество Богдана Панчишина было охарактеризовано так: «Его картины-мистерии полны фантазии и смотрят в историю человечества. Он стремится отобразить свои внутренние переживания. Основной объект его изобразительного искусства — природа. Классическая техника его рисунка берет начало в период раннего ренессанса, в первую очередь, у Сандро Ботичелли, а также прослеживается символизм и сюрреализм Сальвадора Дали». Картины не отличаются чисто национальными чертами. В них — вопросы вечные и «наднациональные». Хотя украинский искусствовед профессор Владимир Овсийчук видит в полотнах художника украинскую реальность: «Схильний до самоаналізу, він стикає на паралелях діаметральні явища: приміром, Біблію й недавню криваву епопею карального режиму, або ж Новий Заповіт з моральними настановами радянської дійсності, з її позастінними нечуваними розправами, а також епічну повість страждань — Україну і Сибір, що стали Надією і Прокляттям. У засніжених й обмерзлих гулагах карались, мучились тисячі нескорених патріотів, але не каялись... Деякі й там знаходили свою долю, проте, не діждавшись волі, залишались в обмерзлій землі. Про це митець розповість в одній зі своїх глибоко зворушливих картин «Українське весілля». В картинах преобладает тема неба — непостоянного и вечного. Сам художник объясняет: небо для него — это мир между космосом и землей.

Богдан Панчишин родился в 1958 году в селе Любьяна недалеко от Львова. Его родители были репрессированы. «Отец хотел, чтобы я стал художником», — вспоминает Богдан Панчишин. Закончил Институт изобразительного и декоративного искусства во Львове. Потом — армия. «Рисовал портреты всем, кто хотел. Рисовал иконы для офицеров, которые возвратились из Афганистана. После службы в армии рисовал в церквах Западной Украины и Молдавии. Женился, у меня две дочери», — рассказывает о себе Богдан. Его первая персональная выставка состоялась в 1996 году во Львовской народной галерее. Богдан Панчишин достаточно широко известен за границей. Его работы, кроме Словакии, выставлялись во Франции, Голландии, Австрии, Германии, России, Америке, Канаде и Болгарии. Творчество украинского художника высоко оценили представители словацкого изобразительного искусства. Известный словацкий художник Игнат Колчак сказал: «Автор картин досконально владеет техникой классической живописи. Это необыкновенный художник».

Писать о полотнах Богдана Панчишина сложно. Их надо видеть. Потому что в его картинах каждый может найти «свой» смысл, выраженный авторской символикой, что достаточно занимательно не только для «светской» публики, но и для простых словаков, которые пришли в президентский палац в дни выставки украинского художника.