UA / RU
Поддержать ZN.ua

Симфония для мечты

В 2001 году, когда в Хмельницком появился областной симфонический оркестр, рядом с его названием получило постоянную прописку числительное «первый»...

Автор: Светлана Кабачинская

В 2001 году, когда в Хмельницком появился областной симфонический оркестр, рядом с его названием получило постоянную прописку числительное «первый». Хотя на Подолье подобные оркестры существовали давно. Знаменитый венгерский композитор и пианист Ференц Лист еще в 1847 году писал о музыкальном коллективе под управлением итальянского маэстро, Луиджи Тонини, созданном в черноостровском имении графа Пшездецкого на Подолье: «Лучший в окрестностях, хорошо подобранный». А в 1854 году землевладелец Яков Чечиль пригласил в имение Самчики Подольской губернии руководить своим симфоническим оркестром известного австрийского композитора и скрипача Родерика Августина Брауна.

Со временем великосветская традиция то ли прервалась, то ли просто не упоминалась в исторических источниках. И только в 1914 году урожденный подолянин, выпускник Берлинской консерватории, композитор и дирижер Тадей Ганицкий создал первый в губернском городе Каменце-Подольском симфонический оркестр. В середине 30-х годов ХХ века им руководил известный украинский дирижер Александр Пресич. А уже после перенесения в 1939 году областного центра в Проскуров (сейчас — Хмельницкий) упоминания об оркестре и в Каменце исчезли, и в Хмельницком не появились. Вплоть до ХХІ века.

Справедливости ради следует отметить, что до 2001 года прообразы симфонического оркестра возникали в Хмельницком каждый раз, когда области нужно было отчитываться в столице или во время особо масштабных праздников или фестивалей. Тогда под руководством какого-нибудь опытного дирижера собирали вместе музыкантов из камерного, театрального, филармонического оркестров, преподавателей музучилища и за несколько дней репетиций «до упаду» выдавали на-гора необходимый продукт. И так — до следующей знаменательной даты.

Таким образом в городе в конце концов сформировалась необходимая критическая масса хороших музыкантов с консерваторским образованием. Да и осознание необходимости высококлассного профессионального музыкального коллектива в областном центре уже столь устойчиво витало в воздухе, что начало проникать даже в умы руководства.

Первой ласточкой будущей музыкальной весны стало приглашение в Хмельницкий в 1992 году выпускника кафедры оперно-симфонического дирижирования Киевской консерватории Сергея Леонова — специально для создания симфонического оркестра. Горсовет принял специальное решение о выделении молодым специалистам Леоновым — Сергею и его жене Елене (вокалистке) квартиры. Однако реально мечта о симфоническом оркестре осуществилась только через долгих девять лет.

Сегодня Хмельницкий симфонический оркестр — коллектив с биографией: репертуаром, традициями, признанием. Но, если признаться честно, все равно не покидает тревога: насколько надежная почва под этим чудом проросшим ростком настоящего искусства в городе скорее купеческом, чем культурном?!

Главный дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра заслуженный деятель искусств Украины Сергей Леонов отвечает в не свойственном для него спокойном тоне:

— Все хорошо. Не без проблем, конечно, но... Удалось сплотить людей, для которых музыка превыше всего. У меня не раз бывали моменты, когда все, что касалось оркестра, я воспринимал слишком уж настороженно — основания были. Да и сейчас есть, потому что не все так просто. Чтобы создать оркестр все были вроде бы «за», а финансировать откуда? Это же 60 человек! Но областной совет принял решение, и осенью 2001 года оркестр начал свой первый сезон. Сейчас в его репертуаре уже около трехсот произведений, среди них есть очень сложные: симфонии из четырех частей, сюиты из шести частей. У нас звучат произведения Чайковского, Шумана, Шуберта, Брамса... Ко Дню соборности, скажем, коллектив подготовил премьеру современных симфонических произведений подольских композиторов Богдана и Николая Балем — это концерт «Дух противоречия» и симфония «Украина». Авангард, музыка третьего тысячелетия: очень сложная интонационно, но чрезвычайно интересная и образная. Это была колоссальная работа: готовились месяц, музыканты работали с полной самоотдачей.

— Однако такая музыка сложная для восприятия обычного слушателя. А постоянные ваши слушатели, думаю, заметили, что обычно, начиная с самого первого концерта, вы строите программы выступлений от простого к сложному. Может даже показаться, что коллектив заиграет с публикой, пытаясь на протяжении одного концерта удовлетворить вкусы каждого зрителя...

— Мы действительно идем навстречу аудитории, балансируя между популярностью, доступностью и хорошим вкусом. Ведь далеко не каждый способен сразу воспринять симфонию: музыкальный вкус прививается постепенно. Конечно, можно, удовлетворяя свои профессиональные амбиции, исполнять только сложные произведения. Но тогда мы не просто сузим к минимуму аудиторию нынешнюю (в областном центре не так уж много любителей музыкальной классики), но и сознательно избавимся от потенциальных завтрашних зрителей. Ведь молодежь нужно воспитывать, приучать к музыке — начиная с более близкого и доступного ей эстрадного жанра. И никуда от этого не деться — особенно в таком городе, как Хмельницкий, где на 260 тысяч населения только три музыкальные школы и одно музыкальное училище. Зато студентов выс­ших учебных заведений —
несколько десятков тысяч.
Да, иногда я чувствую себя тренером по музыке. Но это настроение преходящее. Музыкант обязан быть просветителем. Второй дирижер оркестра Сергей Рабийчук — замечательный аранжировщик. Популярные произведения в репертуаре отнюдь не свидетельствуют о недостаточном уровне мастерства коллектива или о его невысоком мнении о слушателе. На них шлифуется ансамблевая игра оркестра и вместе с тем воспитывается вкус слушателей. Ведь наш оркестр — своего рода эстетичная школа для многих хмельнитчан.

— И много в этой школе отлич­ников?

—С каждым годом в ней увеличивается количество учеников. Сначала залы на наших концертах были заполнены примерно наполовину, со временем — на три четверти, а сегодня в них только 10—20 процентов пустых мест. И я убежден: это не потому, что билеты на наши концерты до неприличия дешевые. Просто мы стараемся дифференцировать слушателей, давать возможность каждому услышать понятную для него музыку в живом исполнении.

У нас есть разные проекты. «Таланты ХХІ века», скажем, — это ежегодные концерты, где мы играем вместе с нашими детьми — и родными, и воспитанниками музыкальных школ, музучилища, нынешними и бывшими. Где бы они ни учились, в апреле приезжают домой, чтобы сыграть под «аккомпанемент» нашего симфонического оркестра. Это для них такая школа и такой уровень! А для нас — такой эмоциональный заряд! Эмоции в творчестве играют огромную роль.

— Тогда что вам дают концерты с участием отечественных и мировых знаменитостей: удовлетворяют честолюбие — и мы, дескать, не лыком шиты, или возможность сравнивать и совершенствоваться?

— Для музыканта участие в симфоническом оркестре уже само по себе — свидетельство его профессионализма. У нас, как для провинции, достаточно неплохой уровень. Однако не у всех участников консерваторское образование, и это не может не сказаться на общем уровне. А оркестр должен звучать как одна струна. Мы стараемся достичь этого уровня напряженной работой: три общие и одна групповая репетиции каждую неделю, подготовка 8—9 новых программ и 40 концертов каждый год. И, зная о такой трудоспособности коллектива, с нами охотно сотрудничают известные музыканты. Три года подряд приезжал в Хмельницкий известный итальянский дирижер Стефано Раньери. Ему очень понравился наш коллектив и наша виолончелистка: с нами он давал концерты, а с ней вступил в брак. Успешно выступаем с венским профессором музыки Эрнстом Вюрдингером. Надеемся, что вскоре приедет дирижер из Нью-Йоркской оперы Уинстон Вогель.

Дирижер Национального симфонического оркестра Владимир Сиренко тоже давний друг нашего коллектива. Музыканты и солисты из России, Китая, Италии, известные художники из Киева и других украинских городов — не просто желанные гости в нашем оркестре, а полноправные участники многих концертов. Это обогащает партитуру оркестра и делает более яркой палитру музыкальной жизни города.

— Когда-то, в 1990 году, кажется, к нам приезжал симфонический оркестр из американского города-побратима Модесто. Любительский, кстати. Тем не менее звучал достаточно хорошо. И это были два дня праздника для хмельницких меломанов. Но ведь и ваш оркестр не ограничивается выступлениями только в Хмельницком?

— Конечно, нет. Несмотря на нашу бедность, мы выезжали на гастроли в другие города — преимущественно в соседние: Винницу, Тернополь, Луцк, Ривне. И в столицу, разумеется. Были в Италии, Испании. Приятно, что «пустили волну»: через год после нас был создан симфонический оркестр в Тернополе, вскоре, надеемся, на такое же событие в Виннице. Мы готовы выезжать с концертами в любой город, где есть соответствующие залы, — только бы транспортом нас обеспечили.

— И это несмотря на мизерные зарплаты?

— Эту тему лучше не затрагивать. Поскольку самое тяжелое — видеть, в какой немилости в нашей стране музыканты. Государство — это же не территория с базарами, а центр идей, искусства. А когда люди, служащие искусству, в таком унизительном положении... Ставки ниже прожиточного минимума. Чтобы хоть как-то обеспечить семью, наши музыканты работают в двух-трех местах. Сегодня, пожалуй, мои слова могут показаться слишком пафосными, но только любовь к музыке и преданность ей заставляют этих людей так каторжно трудиться на сцене. Текучесть кадров практически нулевая. Большая заслуга в том, что оркестр на плаву, нашего директора Виктора Пасеки — музыканта с 40-летним стажем, замечательного менеджера. Средства на зарплату нам дотируют из бюджета, на все остальное зарабатываем сами. Не могу пожаловаться на абсолютное равнодушие властей (недавно на концерт впервые пришел и наш молодой глава облгосадминистрации), однако и похвастаться особым ее вниманием тоже не могу. А государство просто нечестно по отношению к нам. Конечно, музыку не пощупаешь и не попробуешь на зуб, поэтому некоторым кажется, что без нее запросто можно обойтись. Но почему-то за многие тысячелетия человечеству так и не удалось этого сделать.