Гастроли по Западной Украине Будапештский театр оперетты начал с Ужгорода. И если откровенно, предпосылок для успеха у зрителей было немного. Спектакль давали в будни, при этом часть привезенных декораций не удалось установить на небольшой сцене, а в оркестровую яму не вместились все музыканты. Вечером, как назло, пошел дождь - дополнительный стимул остаться дома для пеших театралов, получивших приглашение. Ко всему еще и начало оперетты, которая длится более трех часов, перенесли из-за оглашения конъюнктурного и не очень уместного рейтинга с неизменной благодарностью власти. Отдельной ремарки заслуживает ужгородский "бомонд", значительная часть которого появилась в театре в джинсовой одежде. Некоторые представители элиты, не дождавшись окончания спектакля, тихонько выходили из зала, вполголоса объясняя соседям: "Надо детей укладывать спать". Провинция...
Но, несмотря ни на что, спектакль имел успех, который можно назвать ошеломляющим. "Сильва" Имре Кальмана (известная также как "Королева чардаша") - одна из культурных визиток Венгрии, которую каждый закарпатский венгр среднего поколения слышал множество раз еще с советских времен - по телевизору, ловившему с помехами венгерские каналы, или из установленного на кухне приемника. А здесь - живьем, в исполнении Будапештского театра оперетты! И надо было видеть, как пожилые женщины тихонько подпевали актерам знакомый с детства мотив. И услышать овации!..
Впрочем, это был Ужгород, где большинство публики венгроязычное. Главный вопрос - "выедет" ли "Сильва" в Галичине и Буковине, где венгров практически нет? Еще и как "выехала"! Рассказывают, что по ту сторону Карпат венгров приняли даже лучше, чем в Закарпатье. Во-первых, спектакль сопровождался синхронным переводом на украинский, выводившимся на электронное табло. Во-вторых, после Ужгорода актеры выучили немало наших шутливых реплик, бурно воспринимавшихся зрителями. Наконец, у Львова, Ивано-Франковска и Черновцов есть свои давнишние театральные традиции, поэтому здешнюю публику интересовали не так венгероязычные диалоги, как актерская игра. А игра была на должном уровне. Венгры, которым ранее аплодировали стоя в Мюнхене, Риме, Амстердаме, Зальцбурге, Праге, Токио, ехали в Украину с опасением - воспримет ли их западноукраинский зритель? Зато возвращались очень довольные.
Конечно, во время гастролей не обошлось и без "изюминок". Наши совершенно разбитые дороги стали для венгерских водителей настоящим шоком. Три автобуса с актерами и персоналом и две огромные фуры с декорациями добирались из Львова в Ивано-Франковск (а это 140 км) целых пять часов! Скорость колонны составляла от 20 до 30 км в час. В результате из-за постоянной тряски часть декораций была повреждена. В какой-то момент водители остановились на обочине и категорически заявили, что дальше не поедут. И убедить их снова завести машины было непросто...
Гастроли Будапештского театра оперетты по Западной Украине организовало Генеральное консульство Венгрии в Ужгороде. Закарпатье граничит с четырьмя странами, но именно венгры более активно реализуют здесь разнообразные культурные проекты. Из последних гастролей можно вспомнить Венгерский государственный народный ансамбль с программой "Венгерская рапсодия", этно-фольк-джазовую группу Rackajam, национальный венгерский ансамбль танца "Гонвед", еврейскую фольк-группу Budapest Klezmer Band, завоевавшие огромный успех у зрителей. Особенность венгерских исполнителей в том, что почти все они включают в свои программы украинские композиции. В Ужгороде давно знают - если гастроли организовывает венгерское генконсульство, это будет спектакль высшего класса, на который обязательно стоит сходить. И приезд "Сильвы" - еще одно доказательство этому.
Ну, а что касается разбитых дорог и поврежденных декораций... Искусство, как известно, требует жертв!