В фильме Ж.Кокто «Завещание Орфея» есть такой кадр-аллегория: двое влюбленных сжимают друг друга в объятиях, и каждый за спиной партнера ведет стенограмму своих ощущений от ласк. Конечно же, для кинопоэта такая доля рационализма в сфере высших чувств была отвратительна, и то был образ из «преисподней», в которую попадает Орфей, буквально нырнув в гладь зеркала. Однако стоит взглянуть на эту сценку с зеркально-симметричной точки зрения, и вся композиция обретет неотразимую прелесть: ведь можно считать, что перед нами - символ обязательности для всякого познания любовного отношения к своему предмету. Именно такая мысль и вдохновляла украинских кинокритиков, которые изобрели весьма оригинальную формулу искусствоведческого семинара. В первую неделю нынешнего марта они готовы ее реализовать вместе со своими шведскими коллегами.
Почему именно Швеция? А почему бы и нет? Во-первых, это одна из ведущих кинематографических держав. А во-вторых... Уж если непременно нужны доскональные мотивировки, то вот еще одна, эксклюзивно для «ЗН»: цветовая симметрия национальных двуколоров наших стран идеально соответствует теме семинара, которая звучит так: «Двойное зеркало. Кино Швеции и Украины: итоги столетия глазами «другого». В свое время выдающийся мыслитель М.М.Бахтин заметил: «В области культуры вненаходимость - самый могучий рычаг понимания. Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже... Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог... Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа на эти вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины». И правда: со стороны не только виднее, но и понятнее. В том-то и практический и философский смысл зеркала. Между тем известный французский режиссер и теоретик Э.Морен называл кинематограф «антропологическим зеркалом», поскольку ни о чем ином в эпоху кино не отразились столь полно и природа человека новейшего времени, и самый феномен культуры нашего века. Надо полагать, шведской и украинской составляющих человечества сказанное тоже касается. Вот на стыке таких идей и возникла концепция предстоящей «игры с зеркалами».
Формула семинара такова. Каждая из сторон образует группу из пяти реально практикующих и, предположительно, наиболее авторитетных кинокритиков. Каждая из «команд» экспертов определяет десятку фильмов, которая по общему мнению выражает квинтэссенцию национальной кинематографии за всю ее историю. Присутствие каждой работы в «великолепной десятке» соответственно мотивируется в специальной небольшой статье. Таким образом создается как бы автопортрет национального кино. Затем критики встречаются, просматривают программы друг друга и пытаются предельно честно и профессионально реконструировать образ «другого» по фильмам, которые «тот» считает своей репрезентацией. В итоге каждая из сторон получит то, чего у нее прежде никогда не было: автопортрет партнера и свой собственный «портрет» в его исполнении. То, что эти все «картины» будут сильно различаться, весьма вероятно. В том-то их ценность. Материалы семинара, несомненно, представят значительный исследовательский интерес. Шведская сторона уже приняла решение издать на их основании учебник для студентов.
Кто же вошел в «пятерки» и «десятки»? Шведские критики: Ян Агхед - кинообозреватель ежедневной газеты «Свенска Дагбладет» (Мальмё); Эва Эйерстам - кинообозреватель крупнейшей в Швеции газеты «Дагенс Нюхетер»; Яннике Олунд - бывший главный редактор журнала «Чаплин», ныне кинообозреватель вечерней газеты «Экспрессен»; Гуннар Бергдал - директор Гётеборгского международного кинофестиваля, главный редактор журнала «Филмконст»; Микаел Тимм - свободный кинокритик. Шведский «киноавтопортрет» представлен в таких фильмах: «Призрачная повозка» (1920, В.Шестрем), «Травля» (1944, А.Шеберг), «Лето с Моникой» (1953, И.Бергман), «Вороний квартал» (1965, Б.Видерберг), «Персона» (1966, И.Бергман), «Вот твоя жизнь» (1966, Я.Троэлль), «Я любопытна - желтое» (1967, В.Шеман), «Девушки» (1968, М.Зеттерлинг), «Угроза» (1986, С.Ярл), «90 минут 90-х» (подборка документальных короткометражек). В программе шведов уже заметны интригующие детали: «живые классики» - И.Бергман и Б.Видерберг - представлены, как кажется, отнюдь не самыми известными фильмами, а «Угроза» посвящена... Чернобылю.
Украинская «команда» выглядит так: С.Безклубенко - заведующий отделом киноведения ИИФЭ НАНУ, доктор философских наук, профессор; О.Мусиенко - заведующая кафедрой киноведения КГТИ им. Карпенко-Карого, кандидат философских наук; А.Рутковский - киновед, кандидат искусствоведения; С.Тримбач - президент Ассоциации украинских кинокритиков; С.Чернилевский - кинорежиссер, кинокритик, сотрудник студии «1+1» на УТ-1. Среди «наших» явно заметен избыток философствующих, остепененных и начальствующих. Посмотрим, оправдают ли они свои регалии. Ведь предстоящий семинар - это еще, среди прочего, сопоставление киноведческих школ, своеобразный турнир кинокритиков. А вот как отечественные кинознатоки определили свою кинодесятку: по пять голосов получили «За двумя зайцами» (1961, В.Иванов) и «Тени забытых предков» (1965, С.Параджанов); по четыре - «Земля» (1930, А.Довженко), «Долгие проводы» (1971, К.Муратова) и «Полеты во сне и наяву» (1983, Р.Балаян); по три - «Каменный крест» (1968,
Л.Осыка), «Вавилон XX» (1980, И.Миколайчук), «Комиссары» (1971, Н.Мащенко), «Лебединое озеро. Зона» (1989, Ю.Ильенко) и «Шамара» (1994, Н.Андрейченко). Конечно, тоже есть чему удивиться и что оспорить. Впрочем, дискуссия способна лишь украсить будущий семинар.
Остается назвать его спонсоров. Со стороны гостей это посольство Швеции (конкретно - его атташе по культуре г-жа Сольвейг Халлквист), а также Шведский институт (Стокгольм). Отечество обещает поддержать проект через Министерство культуры и искусств, персонифицированное в лице замминистра Анны Чмиль, и Союз кинематографистов Украины. Что ж, совсем не долго ждать того момента, когда почитатели и патриоты украинского кино узнают о нем авторитетное и беспристрастное мнение нашего северного, ну очень северного соседа. Если эксперимент удастся, ничто не мешает его повторить с другими партнерами. Кто знает, не начало ли это работы над фундаментальным и беспрецедентным киноведческим трудом - «Украинское кино глазами мира»?