UA / RU
Поддержать ZN.ua

ШВЕДСКАЯ СЕМЬЯ ЗА ШВЕДСКОЙ СТЕНКОЙ,

или СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ «НА ЭКСПОРТ» Сексуальная революция 60-х перерезала столетие пополам, пр...

Автор: Екатерина Ботанова

или СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ «НА ЭКСПОРТ»

Сексуальная революция 60-х перерезала столетие пополам, провозгласив право любви на существование, «любви ради самой любви», как сотню лет до того французские «парнасцы» определили целью искусства само искусство. В 60-х годах ХХ столетия восстали два символа, которые вобрали в себя суть сексуальной революции, - Америка и Швеция. Но, как оказалось при ближайшем рассмотрении, в 60-х годах Швеция работала «на экспорт».

Катерина Яноух родилась в Советском Союзе. Родители ее - чехи по национальности, и часть детства Катерина провела в Чехии. В 1974-м, на десятом году своей жизни, раз и навсегда переехала с родителями в Швецию. Окончив шведскую школу, она избрала для себя карьеру журналиста. С тех пор все интимные проблемы «страны процветающего социализма» находились в поле ее пристального внимания. Стартом стал шведский вариант журнала «Elle», после которого последовали десятки различных женских и молодежных журналов, газет, программы на радио, шоу на телевидении, участвовать в котором считалось престижным даже среди политиков. Тема везде одна - человеческие отношения. В ее рубрику «Спросите Катерину» приходит до 100 писем в день: оказывается, и у постреволюционных шведов интимные проблемы есть.

- Катерина, за 15 лет вы стали одним из самых популярных и высокооплачиваемых журналистов Швеции. Кроме того, среди журналистов такого класса вы самая молодая. Что это - везение?

- Не думаю, что мне повезло. Если бы не было способностей, то ничего бы не было. Для журналиста очень важно быть личностью, иметь свою тематику и не бояться поднимать необычные вопросы. Читателя, зрителя, слушателя надо провоцировать. Моя тематика, при ближайшем рассмотрении, вообще очень провокационная. Именно на провокационности самих ситуаций, в которые попадал гость, строилось мое телевизионное шоу «Цветы и пчелки», где удавалось вывести разговор на самые интимные проблемы. Сейчас, когда у меня уже есть имя, люди сами рассказывают о своих трудностях. Молодежь доверяет мне - как старшей сестре, что ли. Не могу сказать, что это тяготит. Просто когда случай попадается слишком уж шокирующий, то не рискую отвечать сама и обращаюсь к психиатрам. Например, когда в письме девушка рассказывала об инцесте, я поняла, что моя задача - убедить ее пойти к врачу-специалисту. В Швеции профессия журналиста очень популярна и престижна. Журналистам доверяют.

- И какие же личные проблемы волнуют шведов?

Это не просто проблемы, это комплексы. Например, молодые женщины ужасно комплексуют по поводу своей внешности. Огромное количество журналов, а также реклама снабжают их образами тоненьких и привлекательных фотомоделей. Кстати сказать, все мужчины, с которыми я разговаривала по этому поводу, говорили мне, что им вовсе не хочется, чтобы их женщины выглядели, как штампованные красавицы. Вот, пожалуйста, и точка непонимания и конфликта между полами. В результате - одиночество. Вообще, одиночество - довольно большая проблема. Интересный пример: когда-то в своем телешоу я поднимала тему секс-шопа. Мы со съемочной группой отправились в магазин и отсняли сюжет обо всех «приспособлениях» в ассортименте. Я показывала их крупным планом, рассказывала, как ими пользоваться. После того как сюжет пошел в эфир, меня просто завалили письмами и звонками: где находится этот магазин! Звонили в основном женщины.

- А что волнует молодежь?

- Шведская молодежь в своей интимной жизни не отличается от европейской. Отличие скорее в сфере социальной. Наша молодежь очень избалована государством, и сейчас, когда оно свою помощь урезает, молодые люди очень обижаются. Они по-прежнему считают, что государство обязано дать им хорошую престижную работу, квартиру, стипендии. Государство так уже не считает. И требует только налоги, которые, кстати, очень возросли в последнее время.

Хотя если сравнивать нашу и вашу молодежь, то тут, конечно, отличий очень много. Отношения между девушкой и молодым человеком у нас обычно строятся не в официальном браке. Это называется «sambo», то есть люди просто живут вместе. Это гораздо большая степень свободы. Такие взаимоотношения достаточно часто продолжаются всю жизнь.

- Как относится церковь к такой постановке вопроса?

- Если честно, церковь не играет практически никакой роли в жизни общества. Люди живут так, как им хочется. Рожают детей, не будучи официально в браке. Кстати, по статистике половина браков распадается через год после рождения первого ребенка. В Швеции довольно много одиноких мам. Не учитывается мнение церкви и в вопросах абортов. Между прочим, Швеция, Англия и Франция - единственные страны в Европе, где для абортов используют таблетку. Это так называемый «медицинский» аборт, когда таблетка вызывает сокращение стенок матки и зародыш выбрасывается естественным путем. Вообще, в среднем, первого ребенка заводят около 27 лет. Наверное, проверяют мужчину, пытаются найти равновесие между работой и домом. Карьера, безусловно, мешает женщинам решиться завести ребенка, а если и решаются, то на одного-двух. Хотя есть и исключения: почти все мои знакомые имеют по трое-шестеро детей. У меня у самой их трое (три мальчика - первый от первого мужа, двое от нынешнего) и хочется еще девочку. А муж сейчас говорит, что со мной хотел бы иметь десять детей.

- Могут ли шведские мужчины позволить своей женщине не работать, особенно когда у нее уже три ребенка?

- Неоднозначный вопрос. Конечно, есть женщины, которые сидят дома, но, в основном, в семье работать должны оба, чтобы жить нормально. Примерно в 90% семей работают и мужчина, и женщина. Очень часто женщины зарабатывают больше мужчин. Я, например, всегда зарабатывала больше, чем мои мужчины. Вообще, есть тенденция среди женщин с головой уходить в карьеру, тогда мужчине приходится больше времени отдавать детям. Хотя в нашей семье детьми занимаемся мы оба.

- Как относится Швеция к однополым отношениям, которые, если я не ошибаюсь, у вас легализованы?

- К этому церковь точно относится негативно, но тем не менее гомосексуальные отношения действительно легализованы. Легализованы даже браки между людьми одного пола, правда усыновлять детей им не разрешают. Тогда они договариваются между собой - пара лесбиянок и пара гомосексуалистов - и растят детей. Хотя, опять-таки, интересные бывают исключения из правил. Одна моя знакомая была лесбиянкой, а потом влюбилась в мужчину. Они вместе уже пять лет, и у них родилась девочка. Общество относится к таким вещам нормально. Правда, в последнее время наблюдается всплеск преступности по отношению к гомосексуалам, но это дело рук неонацистов, которые агрессивно настроены, и вообще против всех чужеродных элементов.

Интересно также, что в изнасилованиях женщин в основном обвиняются мужчины из других стран, для которых «европейское» поведение кажется ненормальным, вызывающим. Мужчины-мусульмане доходят иногда до того, что убивают своих жен и сестер за попытку пожить «по-европейски», за контакты с нашими мужчинами.

- Насколько серьезна для Швеции проблема СПИДа?

- Не уверена, что у нас вообще есть такая проблема. Процент больных СПИДом настолько низкий, что никто всерьез не обеспокоен этой проблемой. К тому же, те случаи СПИДа, которые все же наблюдаются у нас, - это передача вируса среди наркоманов. Половым путем у нас СПИД практически не передается. Говорят, что причина тому - высокий иммунитет шведов как результат какой-то эпидемии, похожей на СПИД, перенесенной в средних веках. Не знаю, правда ли это, во всяком случае, я об этом прочитала в газете. Наверное, свою роль играет и сексуальное образование, которое дети начинают получать с восьмого класса школы. Им рассказывают о строении человека, о сексе, об абортах и о предохранении от беременности и различных заболеваний.

- А насколько популярны ставшие у нас легендой «шведские семьи»?

- А что это такое? Жизнь втроем? Да, случается и такое. По-французски это называется «menage a trois», и я не думаю, что это специфически шведское явление. Во всяком случае, я уверена, что не Швеция - родина такого явления. Может, это просто очередной признак революции «на экспорт»?