Премии, номинации, рейтинги - вот что в свое время наряду с прочими составляющими вошло в наш быт как знамение демократии. Еще бы, теперь героев не «назначали», а выбирали и дорога «от артиста из народа до народного артиста», как и декларировалось в самом популярном послевоенном фильме, становилась совершенно свободной. В первую очередь от официоза. Теперь можно было во весь голос и искренне признаться в любви и сказать, что этот, мол, никуда не годится и петь не умеет, а вот этот - первый парень.
Примерно в то же время, снова-таки как признак демократии и «новых времен», появилось у нас понятие шоу-бизнеса. И не только понятие, на чем настаивают пессимисты, - не будем им верить, поскольку все несколько хуже, - появилось и само это явление, обремененное массой региональных особенностей. Нет смысла перечислять их все, поскольку это совсем уж тривиально и поскольку это все равно неизбежно всплывает в любой публикации на эту тему. Но что следует заметить сразу: шоу-бизнес (не только наш) как раз и работает ни с чем иным, как с нашей любовью, предлагая нам объект для проявления чувств и убеждая, как талантливая сваха, в его непревзойденных достоинствах.
Потому-то так развернулся этот невоздержанный шоу-бизнес (в самых непритязательных формах) на наших некогда широких просторах. Привыкли мы к состоянию массовой любви на фоне хорошо обставленного шоу. Этакое слияние в единое коллективное тело, млеющее от любви и восторга. Каждый обладатель маломальских признаков харизмы имеет все шансы в короткое время превратиться во всенародного кумира. Просто душа у нас такая большая, а пустого места в ней, оказывается, много. Поэтому даже стараться особенно не надо - потребность в любви у нашей широкой души настолько сильна, что мы готовы излиться при первом же удобном случае. И раз эпоха демонстраций безвозвратно ушла в прошлое, почему бы не реализовать свою пылкость участием в шоу иного плана? Даже если оно наполнено суррогатами. Ведь это не то чтобы прямо «любовь» - так, поразвлечься. Тоже, знаете ли, своего рода суррогат.
Может, именно это ощущение ненатуральности всего, что происходило на сцене Дворца «Украина» на вручении всеукраинской премии в области музыки и массовых зрелищ «Золотая Жар-птица», привело зал в апатичное состояние. По-моему, еще ни одно шоу, организованное «Таврийскими играми», не было воспринято так холодно. Может, давила атмосфера правительственного зала, а может (что скорее), отсутствие интриги. Причем неинтересно было, видимо, не только зрителям, но и тем, кто поднимался на сцену, и тем, кто с нее не спускался на протяжении всего вечера. Даже обычно зажигательный конферанс Александра Богуцкого, как всегда закрывавшего собственным телом амбразуры нежданных пауз, не действовал на публику так, как обычно бывало на необъятных просторах херсонских степей, на площадях, манежах и аренах. Народ в лучшем случае безмолвствовал, в худшем - вел себя неприлично как для правительственного зала, выкрикивая в паузах или на фоне конферанса имена «любимых» или нецензурщину (на общепонятном английском) по отношению к «нелюбимым».
Действо оставило ощущение упадничества, оказавшись младшим братом-близнецом (т.е. использовав клише) не только всех прочих подобных шоу, но и даже себя самого - фестиваля «Таврийские игры». В начале шоу - традиционный, предельно приближенный к утренней гимнастике балет, исполнение символических телодвижений с увеличенной копией «Пера Жар-птицы», хаотические нагромождения декораций, в которых блуждают участники шоу, не догадавшиеся не только отрепетировать, но даже расспросить перед выходам, куда им идти и где встать. Поэтому А.Богуцкому периодически приходилось работать «разводящим». Плохо срежиссированный и отрегулированный звук и призывы отнестись к этому «с пониманием», поскольку все делается «вживую», вряд ли обоснованы - это далеко не первый концерт, который «Таврийские игры» проводят «вживую», и пора от гордости за такую невиданную смелость переходить к гордости за свой профессионализм в этом деле. Традиционное полупростецкое полуразвязное поведение звезд и их традиционно убогие монологи-благодарности заставляли серьезно усомниться в их искренности даже в тех случаях, когда они благодарили маму и Бога. Здесь из общей картины несколько выделился только А.Пономарев, высказавший благодарность своим учителям (для поп-тусовки это странно - здесь очень редко вспоминают об учителях, и создается впечатление, что их не было в принципе) - А.Соловьяненко и К.Огневому. Но то, что он спел из репертуара своих учителей «Місяць на небі», зал не воспринял (мой сосед: «Не мог, что ли, нормальную песню спеть…»). И традиционный общественно-политический апофеоз в конце, попавший наконец в резонанс с президентскими стенами.
Таким образом, слияние в экстазе любимых (звезд) и любящих (зрителей) носило почти деловой характер. Как ни старался ведущий, даже воспроизведение взволнованного стука сердца (единственная более-менее затейливая режиссерская находка) во время финального подсчета голосов не придавало всему этому иллюзии искренности и восторга. Звезды, отбыв свое на сцене во время получения премии или в зале во время оглашения номинации, вскоре покидали зал, в результате чего в конце возникла неловкая пауза, когда лауреат собственной премии Н.Баграев призвал на сцену всех участников тура «Обирай майбутнє» - предполагалось, что почти все они находятся в зале - на сцене остались только А.Пономарев и Н.Могилевская, вручавшие только что премию. Какое-то время ведущий отчаянно зазывал всех остальных, опять-таки собственным телом создавая видимость массовости, пока постепенно не подтянулись прочие, и долгожданный апофеоз состоялся.
Конечно, если считать, что это любовь, - то все хорошо, потому что постоянство дает широкие возможности в плане наслаждения этим чувством. Но если учесть, что в данном случае так не хватало разнообразия (хотя бы в разумных пределах) и избирательности, - тоже еще никому в любви не вредивших, - придется признать, что лодка нашей поп-любви неуклонно приближается к рифам угрюмого быта. Перетасовка одних и тех же фамилий по строчкам номинаций не придает свежести чувству.
В четвертый раз получил премию как лучший певец А.Пономарев - и это только плюс экспертам, которые в данном случае оценили наличие голоса и определенной вокальной школы. До последнего не могли условиться уважаемые эксперты на предмет того, к поп- или рок-музыке отнести группу «Океан Эльзы». Видимо, несмотря на слова критиков о том, что украинский рок - это не рок-поп, как в России, а действительно самый настоящий ярко выраженный рок, развести рок и поп по углам наши эксперты по-прежнему не в силах. К счастью, эта действительно неплохая группа получила премию. Но как лучшая поп-группа, пройдя в одной номинации с «Леми-Лемом» и «Игрушками». Правда, участники группы в самоидентификации не были категоричны: «Какая разница как назвать, лишь бы людям нравилось». Что ж, лояльность - это похвально.
Все достаточно простенько, традиционно и предсказуемо прошло в номинациях «Рекординговая компания» («Нова-рекордс»), «Телепрограмма» («Мелорама»), «Песня» («Місяць» Н.Могилевской). У всех троих хватило «чувства собственного достоинства» принять премию как должное и сообщить об этом залу. Не было ожидаемой интриги в таких обычно «жестких» номинациях, как «Певица» (Н.Могилевская), «Альбом» («Афины, Киев, Истамбул» В.Павлика) и «Сольная программа» («Солдат любви» А.Кравчука). Не было в этом, правда, и ощущения особой избирательности. Равно как и в отношении номинации «Открытие» - здесь победили «Игрушки». Из перечисленных победителей отдельно хочется отметить разве что успех Н.Могилевской, случившийся не столько за счет высокого вкуса или особой оригинальности, - ни того ни другого в ее программах не чувствуется, - сколько за счет ее собственно внутренней энергии, настойчивости и самомнения. Что, как выяснилось, даже в глазах уважаемых экспертов оказалось вполне достойной альтернативой искусству. Оригинальность мелькнула на небосводе церемонии только в номинации «Видеоклип». Здесь победил проект «Скрябина» и Юлии Лорд «Фото/Брудна як ангел», действительно оригинальный на фоне всего прочего, представленного в этой же номинации.
Не порадовав особенно лауреатами и прочими составляющими, церемония представила два интересных проекта. Фрагмент из «Останнього Різдва 90-х» Русланы и «Нашего Різдва» «Скрябина», Тараса Чубая, Юлии Лорд и Ничлавы. И если первый был «погублен» плохо отрегулированной аппаратурой (голоса Русланы фактически не было слышно), то второй произвел приятное впечатление. Единственное, что вызвало у публики несколько неожиданные ощущения, - демонстрация во время исполнения песни фрагментов из нашумевшего фильма «Огнем и мечом». Возможно, авторы проекта сочли это лучшим воплощением нашей истории и нашего национального духа.
Апофеозом церемонии, разумеется, стало вручение премии в номинации «Событие года». И кто бы усомнился, что здесь победит именно программа «Обирай майбутнє», опередив даже «Рок-Киев» со всеми его сенсационными гостями и скандалами. Видимо, не можем мы обойтись в своей любви без этакой старой пионерской приверженности к общественно-политическому апофеозу. То, что артисты поучаствовали в большой политике, использовав «народную любовь» к себе в чьих-то целях (несомненно, и в своих собственных - но им, как любимым, это прощается), оказывается событием года. Интересно, а многие из них потом, если курс поддержанного ими и победившего кандидата изменится или не воплотится, возьмут на себя ответственность за случившееся? Впрочем, это же любовь. А кто осмелится спрашивать счета у любимого?
Итак, лучшие названы. Смотрите, это те, кого мы любим, кому мы доверяем. Это лицо народной любви, воплощение нашей души и пр. и пр. Вам нравится? Или мы любим так же, как все происходит в шоу-бизнесе - понарошку. Хотя бы потому, что боимся посмотреть в глаза настоящему - не пошлому и не дешевому, от чего легко можно будет отказаться и забыть. Ведь это мы даем им санкцию на существование - своей слепой любовью.