UA / RU
Поддержать ZN.ua

Шок и трепет. Российский бомонд поймал украинского таксиста

В Анапе завершился XVI Открытый кинофестиваль стран СНГ и Балтии — «Киношок». Украинская доля в конкурсной программе была незначительной, но боевой...

Автор: Дарья Аверченко

В Анапе завершился XVI Открытый кинофестиваль стран СНГ и Балтии — «Киношок». Украинская доля в конкурсной программе была незначительной, но боевой. Это полнометражный фильм Одесской киностудии «У реки» режиссера Евы Нейман и короткометражная картина «Таксист» молодого режиссера Романа Бондарчука.

Наш «Таксист» получил Главный приз жюри российских продюсеров — «За лучший короткометражный фильм». Когда его автор поднялся на сцену получать награду, зал аплодировал и кричал: «Браво!». Свой приз — «Слон» — Гильдия киноведов и кинокритиков тоже вручила Бондарчуку с формулировкой «За правильно избранный путь в кинематографе». Старожилы «Киношока» удивлялись: уже давно не было такого единогласия в оценке кинокритиков, продюсеров и фестивальной публики, как это произошло с «Таксистом».

Диплом гильдии получил фильм «У реки». У этой ленты уже серьезное фестивальное прошлое. Однако в который раз Марину Полицеймако отметили «За лучшую женскую роль».

Итак, благосклонность Гильдии киноведов и кинокритиков в этот раз имела однозначный украинский вектор.

Кадры из фильма «Таксист» режиссера Романа Бондарчука
Замечу, что девятнадцатиминутный «Таксист» — дипломная работа Романа Бондарчука. Мастерскую Юрия Ильенко в Киевском университете театра, кино и телевидения он закончил в 2004-м. Однако работа над фильмом затянулась на несколько лет.

В основе фильма невыдуманная история. Таксист влюбляется в молоденькую пассажирку, заманивает ее домой, где живет с матерью и сестрой, запирает в ванной и начинает готовиться к свадьбе... Жестокий мир, от которого таксист непосредственно пытается уберечь юную девушку из провинции, не подсказывает ему других методов, кроме насилия. Он желает девушке только добра, как он сам это понимает. При этом даже не пытается выяснить, о чем же мечтает она сама. Особенность этого немного печального фильма в тонком и остроумном отражении мира портового городка, где люди действуют сообразно собственным фантазиям о счастье и о морали. Не выдуманные, а словно «списанные» из жизни диалоги позволили режиссеру создать черно-белые хроники города с замедленным — «южным» — ощущением времени и таинственным, запутанным пространством. Кинокритик Ирина Шилова не удержалась от комплиментов в адрес режиссера:

— В фильме я увидела Херсон, почувствовала голос этого города. Вы создали изысканный образ города, находясь на грани жанра комедийного, но вместе с тем реалистичного.

***

В общем программа нынешнего фестиваля была насыщена открытиями и «шоками». Один из них — российский документальный фильм «Мать» режиссеров Антона Катина и Павла Костомарова (главный приз в конкурсе «Кино без кинопленки», а также Приз кинопрессы).

Этот полнометражный фильм о многодетной матери, воспитывающей девятерых детей, в который раз доказал: лучший драматург — жизнь. Три года авторы наблюдали за большой семьей в селе. Вместе с героями переживали самые важные моменты и их простые будни. В результате в фильм вошло меньше процента отснятого материала. Но этого оказалось достаточно, чтобы вызвать у зрителей действительно шоковое состояние. Режиссеры снимали сразу двумя камерами. И если бы не предупреждение, что фильм — документальный, ничто бы не нарушило иллюзии мастерски выстроенной игровой ленты. История сильной женщины, которая вместе с детьми убежала от своего жестокого мужа и устроилась работать в колхозе, далека от сериальной «прилизанности». Режиссеры словно настаивают: вот, смотрите, эти обездоленные люди — это тоже ваша страна. И вместе с тем не возникает чувства безысходности и отчаяния, скорее, восторг силой героини.

Больше всего призов в полнометражном конкурсе собрали прибалтийские картины. Приз «За лучшую режиссуру» вручили латышу Юрису Пошкусу за ленту «Монотонность».

А главный приз — «Золотая лоза» — в этом году уехал в Литву. Фильм «Заклинание греха» режиссера Альгимантаса Пуйпы просто влюбил в себя жюри. В экранизации женского романа литовской писательницы Юрги Иванаускайте — сюжет о любовных приключениях журналистки Вики, влюбленной в священника. «Неправильностью» этой страсти мучается сам герой, мучается девушка, она делится пережитым с психологом, а та в свою очередь примеряет «роль» пациентки на себя и тоже погружается в греховные приключения. К сожалению, в фильме не хватает кинематографических решений, зато множество эротических сцен.

Странно, что эстонская картина «Магнус» режиссера Кадри Киусаар была отмечена только специальным дипломом. На фоне фильма-победителя она казалась более сильной. В центре — трагическая история одинокого юноши Магнуса, одержимого манией самоубийства. Свое детство он провел, наблюдая порнографический бизнес отца и друзей матери. Атмосфера разврата и наркотиков настолько углубила ощущение одиночества, что парень сообщает отцу о решении уйти из этого мира...

И традиционно «За лучший сценарий» наградили казахов. «Лоскутное одеяло» — фильм Рустема Абдрашова о сельском детстве шестилетнего мальчика, который находит старое ружье, подпаивает самогоном соседскую свинью, вместе с дедом отпускает на свободу старого беркута. А все это время его больная бабушка шьет одеяло из цветных лоскутов, которое становится прощальным подарком любимому внуку.

И еще одна картина, которую не обошло вниманием жюри, — «Юрта» узбекского режиссера Аюба Шахобиддинова (главный герой Убай, подавленный своим прошлым и клеймом «сына врага народа», живет на хуторе, где нет никаких признаков цивилизации).

В общем шестнадцатый — «пудовый» — «Киношок» запомнился удачной и вдумчиво скомпонованной конкурсной программой. Немало фильмов «о добром и вечном», по которым давно соскучился современный зритель. Однако попадут ли эти фильмы в отечественный прокат? Пока неизвестно. Ближайшее будущее картин — только фестивальное.

Блицвзгляд

«Своих режиссеров в Украине, похоже, стесняются»

Наш молодой режиссер Роман Бондарчук действительно стал заметной фигурой в контексте «Киношока». На вопрос «ЗН», что, собственно, он хотел сказать городу и миру своим «Таксистом», постановщик ответил:

— Я снимал историю о городе, в котором сам родился. Город, в котором я вырос. Это фильм о Херсоне и о его жителях. О жизни тамошних людей, которая не похожа на жизнь ни в одном другом городе. Я сознательно привлек к съемкам своих земляков. Они играют самих себя в определенных обстоятельствах, случающихся с ними в реальной жизни.

— Роман, возможно, это уже какая-то тенденция... И ваш «Таксист», и картина Тараса Томенко «Тир» (приз на Берлинале), и ленты Александра Шапиро — все эти работы сначала отмечают за рубежом, а уже потом к ним начинают присматриваться дома...

— По-моему, своих режиссеров в Украине не очень поддерживают — похоже, их просто стесняются. У нас почему-то давно сформировался странный миф «Кино в Украине нет!» Возможно, его действительно в определенное время и не было? Но ведь сейчас, когда начали появляться некоторые новые работы, то их трудно подвести под такой стереотип. Я, например, был потрясен, когда после показа моего фильма в Анапе, даже не дожидаясь решения жюри, ко мне начали подходить российские продюсеры с конкретными предложениями присоединиться к их проектам, проявили непосредственное любопытство и селекционеры некоторых европейских фестивалей... У нас, к сожалению, такого нет.

— И куда дальше поедет ваш «Таксист»?

— Теперь на фестиваль ВГИК в Москве. А дальше, надеюсь, — западное направление...