UA / RU
Поддержать ZN.ua

Шевченко: натянутые струны

В Национальном музее Тараса Шевченко недавно открылась обновленная экспозиция. Наконец-то культурно-просветительское учреждение, открытое в 1949 году, может продолжить работать по назначению...

Автор: Людмила Таран

В Национальном музее Тараса Шевченко недавно открылась обновленная экспозиция. Наконец-то культурно-просветительское учреждение, открытое в 1949 году, может продолжить работать по назначению. Это стоило действительно героических усилий коллективу, который вынужден был в рекордно короткий срок выстроить экспозицию. Впрочем, без вмешательства президента Украины 16 музейных залов еще не известно сколько стояли бы пустыми.

Именно 2004-й, год 190-летия Тараса Шевченко, был «ознаменован» тем, что в Национальном музее поэта на бульваре его имени были начаты ремонтно-реставрационные работы, которые «тянули» по смете на капитальный ремонт. Кстати, продолжается ремонт в музее Национального заповедника Шевченко в Каневе. В 2004 году закрылся на ремонт и музей «Заповіту» в Переяславе. Эдакое случайное совпадение именно к юбилею.

Что касается качества ремонта столичного музея — все вопросы к прежней дирекции, которая была «на посту» по апрель 2005 г. Например, почему во дворце ХIХ в. поставлены пластиковые стеклопакеты вместо деревянных? Почему кондиционеры, установленные на фасаде памятника архитектуры, до сих пор не подключены? Почему не отремонтирована терраса и т.д.? Ремонт съел немалые средства — 4 млн. 275 тыс. грн., а в сметно-проектной документации деньги на создание экспозиции почему-то не были предусмотрены. Письма новой администрации в Министерство культуры и туризма Украины в течение 2005 года результата не дали. Средства не были выделены и на протяжении 2006-го. Только в ноябре прошлого года 230 тыс. грн. наконец-то поступили в музей. Однако вся предварительно проведенная работа дала возможность выполнить экспозицию на уровне, за который, пафосно говоря, не стыдно перед Шевченко. Ощущение свободы, «дышащего» пространства — тот незримый внедренный концепт, из которого выстраивается все остальное. Перегруженность материалами, особенно текстовыми, нагромождение их в три-четыре «этажа» — недостаток экспозиции образца 1989 года. Внимание посетителя терялось среди огромного количества материалов. Экспозиция любого литературного музея — отнюдь не «печатная монография».

Символическо-образный ряд обновленного музея держится на «трех китах», вокруг трех доминант: Судьба, Муза, Слава. В который раз думаешь: существует ли в мире аналог нашему Шевченко? Поэт-гений, выразитель духа украинского народа и вместе с тем художник-академик, то есть профессионал высокого класса. Это и дало возможность на основе фондовой коллекции НМТШ (музейное собрание — более 81 тысячи экспонатов) в 16 залах воссоздать постоянное созвучие Шевченко-поэта и Шевченко-художника на разных этапах его жизни. Акцент — на аутентике, это касается в частности и работ художников-современников украинского гения.

Понятно, почему Анатолий Гайдамака, автор художественной визуальной концепции, избрал — еще для прежней экспозиции — как своеобразный образ именно раму больших размеров с натянутыми струнами. Этот модуль применен и теперь.

Не знаю почему, но из старой экспозиции не запомнились такие, казалось бы, мелочи, как квитанция о доставке Шевченко в ІІІ жандармское отделение от 18 апреля 1847 г. Тетрадь с вопросами и ответами допроса Тараса Григорьевича там же — от 31 апреля 1847 г.

Экспозиционеры придумали замечательный ход: посетители могут полистать факсимильное издание альбома Шевченко с его акварелями (1845 г.), оригинал которого хранится в Институте литературы.

«Властелин в царстве духа», мастер психологического портрета и классик офорта, театрал, «светский лев» — все ипостаси украинского гения обращаются к посетителю, словно призывая к внутреннему диалогу.

Комментарии

Генеральный директор Национального музея Тараса Шевченко Наталья Клименко:

— Мы, не меняя коренным образом основу предыдущей экспозиции, обновили ее. Принципиальное отличие — неперегруженность материалами. Углублена контекстуальная связь между элементами отдельных «узлов» экспозиции. В частности, это касается тем «Тараса Бульбы» Гоголя и «Полтавы» Пушкина в визуальном творчестве Шевченко и некоторых других.

В старой экспозиции не было уголка Шевченко как ученика художественной академии. Сейчас мы располагаем интересным рядом экспонатов, создающих тогдашнюю культурную «ауру» и передающих вписанность в нее вчерашнего крепостного крестьянина, который интенсивно получает разноплановое образование, специальность и наращивает интеллектуальную мощь. То есть углублены мотивированность, соотношение элементов отдельных «узлов». В 4-м зале впервые выставлена значительная часть раритетов из сектора уникальной книги музея. Это издания того времени, которые читал Шевченко, фрагмент литературного процесса. Впервые предоставляем широкоформатные изображения шевченковского Петербурга, чтобы посетитель словно перенесся туда. Все связано: от оформления окон во 2-м, 13-м, 14-м залах до разноплановых визуальных перекличек. Важно было и овеществить «дух» Украины, который создавал в себе Шевченко академического периода, находясь далеко от родной земли. Смог бы он иначе создать в частности «Казацкий банкет» или «Смерть Богдана Хмельницкого»? Это была украинская тематика, самостоятельно воссозданная в конкретных образах, доподлинных деталях. В академии же культивировались прежде всего античные сюжеты.

Каким видится дальнейшее обустройство музея на бульваре Шевченко, 12?

Из технических новинок пока предусматриваются только аудиогиды. Но ведь крайне необходимо отдельное помещение для демонстрации фильмов, компакт-дисков, прослушивания музыкальных записей. Также обязателен книжный магазин, где продавались бы произведения Шевченко и о нем, разнообразнейшие репродукции, подарочно-сувенирная продукция с соответствующей символикой. Так заведено в музеях всего мира. И снова возникает вопрос средств. В действительности же — реальной культурной политики в нашем государстве.

Игорь Лиховой, руководитель службы секретариата президента по вопросам сохранения национального культурного наследия:

— Время и общество требуют новых ориентиров. То, что видим сейчас в обновленной экспозиции, вызывает дискуссии. Они вполне закономерны и желательны. Не забывайте, что музейщики работали в условиях цейтнота, были чрезвычайно ограничены финансово. Работа над действительно новой экспозицией начнется уже скоро — к 200-летию Тараса Шевченко. Мы должны максимально правдиво, в свете современных исследований и открытий, с применением информационных технологий, представить образ нашего гения, что стало бы образцом для других музеев.

Григорий Грабовой, литературовед, профессор Гарвардского университета, шевченковед:

— Обновленная экспозиция производит лучшее впечатление, чем прежняя. Однако известно, что нынешнее оформление музейных залов создавалось второпях. Это обусловлено тем, что коллектив и общественность должны были отбить посягательства на само здание. Национальный музей собирались перенести подальше от центра Киева. Я был одним из тех, кто помогал бороться с этими посягательствами «внешних сил». Так что новая экспозиция имеет определенные «закулисные» обстоятельства. Положительным является то, что она лишена патетики, не захламлена. Тем не менее даже сейчас, как по мне, остается перегруженной. Вместе с тем Шевченко как знаковая фигура требует рецепции. Мне лично не нравится также общее дизайнерское решение: оно довольно эклектично. Художникам, работающим над музейными экспозициями, следует посмотреть, как это делается в мире. Что же касается технических вещей, то в дальнейшем необходимо как можно быстрее изготовить аннотации к каждому залу. Надеюсь, это будет сделано компетентно, на двух языках: украинском и английском. Подытожил бы так: обновленная экспозиция лучше старой, но еще не совершенна.