В Каннах отечественные кинодостижения можно увидеть только на рынке
Самое престижное кинособытие года в эти дни — в Каннах. Шестидесятый международный кинофестиваль собрал самых ярких звезд мира. Многолетний президент кинофестиваля Жиль Жакоб в предшествующих речах назвал это событие модерным. Т.е. свой солидный юбилей фестиваль отмечает не углубляясь в воспоминания, а, как всегда, формируя моду на кино будущего.
Именно в такой концепции и создан без преувеличения грандиозный проект «Каждому свое кино». По словам все того же Жиля Жакоба, вместо того чтобы «нарезать» старые фильмы классиков и склеивать из них юбилейный фильм, почему бы не попросить все тех же классиков снять что-то специально для этого события? Поэтому неудивительно, что титры киноальманаха, премьера которого состоится 20 мая, имеют вид киноэнциклопедии: 35 режиссеров, так или иначе связанных с Каннским кинофестивалем, сняли по трехминутному фильму, общим у них было только место действия — кинотеатр. Среди авторов Мануэль Ди Оливейра (в следующем году ему исполнится 100), Чан Кайге, первый китаец, завоевавший «Золотую пальмовую ветвь», а также Ларс фон Триер, Такеши Китано, братья Коэны, Валтер Саллес, братья Дарденны, Андрон Кончаловский, Вонг Кар-вай, Цжан Имоу, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Амос Гитай, Клод Лелюш, Рауль Руис, Оливье Ассаяс, Тео Ангелопулос, Билле Август, Джейн Кемпион, Майкл Чимино, Дэвид Кроненберг, Атом Эгоян, Аки Каурисмяки, Аббас Киаростами, Кен Лоач, Нани Моретти, Роман Полански, Гас Ван Сент и прочие. Короткометражек получилось в итоге 33, ведь две пары братьев работают дуэтами.
Жаль, что среди этих классиков нет фамилий украинских режиссеров. Однако уже на второй день после открытия кинофестиваль «Молодость» (традиционно так или иначе представляющий себя в Каннах) презентовал украинское кино при непосредственном участии председателя наблюдательного совета Фонда Екатерины Ющенко.
Еще в Киеве Андрей Халпахчи подчеркнул, что «несмотря на все проблемы, украинское кинопроизводство растет... И именно поэтому в рамках юбилейного фестиваля и решили показать последние работы отечественных режиссеров». Программа мероприятия включала как презентацию фильмов и новых кинопроектов («Два в одном» Киры Муратовой, «Избранник» Романа Балаяна, «Аврора» Оксаны Байрак, «У реки» Евы Нейман), так и, собственно, деятельность МКФ «Молодость».
Конечно, жаль, что украинских фильмов нет в официальном фестивальном отборе. Ведь, несмотря все юбилейные мероприятия и презентации, именно конкурс привлекает к себе самое большое внимание. И говорить нечего, что для 60-го фестиваля организаторы и кинематографисты постарались. В программе, включающей 21 фильм, три — работы бывших президентов жюри — Эмира Кустурицы («Пообещай мне это»), Квентина Тарантино («Гриндхауз. Доказательство смерти») и Вонг Кар-Вая («Мои черничные ночи»). Последняя лента открывала кинофестиваль. Только эти три имени могли бы стать достойным украшением любого фестиваля. Однако с ними за компанию конкурс будут украшать ироничные братья Коэны, которые привезут «Нет страны для стариков» с Хавьером Бардемом и Томми Ли Джонсом (в его активе уже имеется «Золотая пальмовая ветвь» за лучшую мужскую роль). Знаменитый и плодовитый кореец Ким Ки-Дук покажет новую ленту «Дыхание». Джулиан Шнабель после длительного перерыва порадует почитателей «Скафандром и бабочкой». Появится и скандальная Катрин Брейя, еще никогда не бывавшая в Каннах незамеченной. На этот раз ее «Старая любовница» попытается посоревноваться с молодым мексиканцем Карлосом Рейгадосом, два года назад шокировавшим и пленившим Канны «Битвой на небесах». В этом году он привез «Тихий свет». В пятый раз будет штурмовать красные ступеньки россиянин Александр Сокуров («Александра»), взяв на вооружение тяжелую артиллерию в виде чеченской темы и оперной примадонны Галины Вишневской. Награды самого высшего сорта других фестивалей класса А имеют и россиянин Андрей Звягинцев («Изгнание»), и немецкий турок Фатих Акин («На другой стороне»). К ним присоединятся менее именитые, однако не менее тщательно подобранные кинематографисты.
Результаты каннского конкурса невозможно спрогнозировать точно. А при таком подборе уж тем более. Конечно, можно как-то сориентироваться на вкусы председателя жюри... Тарантино любит азиатское кино, Кустурица увлекается Джармушем, не более того. В этом году жюри возглавил британец Стивен Фрирз, опять-таки попав словно в десятку в модерную концепцию Жиля Жакоба: не успел фильм «Королева» стать едва ли не самой популярной лентой сезона, Фрирз оказался в Каннах. Однако наряду с ним конкурс будет судить команда, каждый из членов которой сам мог бы стать президентом: писатель Орхан Памук (Турция) является лауреатом Нобелевской премии китаянка Мэгги Ченг), кроме прочих своих достижений, имеет «Золотую пальмовую ветвь» за роль в фильме Оливье Ассаяса «Очищение»; Тони Колетт в этом году хорошо запомнилась благодаря роли в фильме «Маленькая мисс Очарование», завоевавшем великое множество международных призов; португальская актриса и режиссер Мария де Мадейрос побывала в Каннах с фильмом-победителем «Криминальное чтиво»; канадская актриса Сара Полли работала с Атомом Эгояном, Дэвидом Кроненбергом и Майклом Винтерботтомом, итальянский патриарх режиссуры Марк Белоккио участвовал в конкурсе Каннского фестиваля пять раз, он также является обладателем «Серебряного медведя» Берлинале и призов Венецианского фестиваля, Европейской киноакадемии и т.д. Французский актер Мишель Пикколи имеет в своей фильмографии более 200 фильмов, «Золотую пальмовую ветвь» за фильм именно Марко Беллокио Salto nel vuoto, а также призы всех возможных кинофорумов.
Итак, результат непредсказуем. Программа — сильна. А город — кинематографичен. Под открытым небом на Круазетт развернута фотовыставка, иллюстрирующая многолетнюю историю фестиваля. Непривычна и афиша этого года: фотограф Алекс Магжоли и график Кристоф Ренар объединили в прыжке Педро Альмодовара, Вонга Кар-Вая, Джей Кемпион, Сулеймана Сисе, Жюльетт Бинош, Пенелопу Крус, Жерара Депардье, Семюэля Л. Джексона, Гаэля Гарсия Берналя, Алехандро Гонсалеса Иньярриту, Брюса Виллиса и других, создав изысканную и праздничную эмблему.
Архикадры
Каннский кинофестиваль в свое время позиционировался как серьезный конкурент Венецианскому. О проведении первого Каннского киномарафона было объявлено еще в июне 1939 года. А открытие должно было состояться в начале сентября (всего 20 дней). Но первого сентября Гитлер напал на Польшу — началась Вторая мировая война. Исторические коллизии внесли свои коррективы в планы организаторов. И делалось все возможное для того, чтобы фест состоялся. Демонстрировался даже фильм из внеконкурсной программы «Собор Парижской Богоматери» режиссера Уильяма Детерли (США, 1939 год). И все-таки официально первым международным кинофестивалем в Каннах считается кинофорум, состоявшийся с 28 августа по 5 октября 1946 года. В жюри тогда председательствовал Жорж Гюисман. В фесте принимали участие 18 стран, представивших 46 полнометражных и 68 короткометражных лент. Тогда же главный приз стал некой коллективной наградой для 11 разных национальных фильмов одновременно. Со временем Каннский фест приобрел престижность и лоск. Лучшие кинематографисты мира считают высокой честью попасть на конкурс. Среди всемирно известных фильмов, награжденных «Золотой пальмовой ветвью», — «Летят журавли» Михаила Калатозова (1958), «Сладкая жизнь» Федерико Феллини (1960), «Леопард» Лукино Висконти (1963), «Таксист» Мартина Скорсезе (1976), «Апокалипсис наших дней» Френсиса Форда Копполы (1979), «Человек из железа» Анджея Вайды (1981), «Легенда о Нараяме» Сохея Имамура (1983), «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино (1994), «Андеграунд» Эмира Кустурицы (1995), «Танцующая во тьме» Ларса фон Триера (2000). Украинские кинодостижения в Каннах были по большому счету отмечены только один раз — это документальная лента Игоря Стрембицкого «Путники».