UA / RU
Поддержать ZN.ua

Шестая власть. «Новая волна» утвердила новую политическую доктрину

Я видел Ахметова! Он сидел и внимал юрмальскому поп-происшествию в зале «Дзинтари» во время закрытия «Новой волны-2008»...

Автор: Олег Вергелис

Я видел Ахметова! Он сидел и внимал — в восьмом ряду, кажется (его узнали вы, маэстро?), — юрмальскому поп-происшествию в зале «Дзинтари» во время закрытия «Новой волны-2008» (почти круглосуточные эфиры — на ТРК «Украина», контролируемой тем же Ринатом Леонидовичем). И взор популярного олигарха был то игрив, то лукав. То таинственно-печален. Возможно, он тоже (как и я, собственно) прочувствовал скрытый, но весьма показательный смысл всех этих песенок о малосущественном? Ведь фишка-то уж давно не в том, «о чем» они поют и кто под какую фанеру рот раскрывает, а в том… Стоп-стоп, а то если сразу проговорюсь, так о чем еще девять тысяч сочинять?

Ахметовская «Украина», никогда ранее не посягавшая на жирные куски пирога, коими являются подобные прямоэфирные попсовые пиршества, в этом году взяла и рискнула. И почти победила.

И за эфирную неделю ТРК вознеслась на почетную третью ступень украинского рейтингового телепьедестала. Сразу после усталых лидеров-медведей («Интера» и «1+1»), которые уж забодали друг друга во время вялотекущей румыно-московской схватки, — в одной берлоге, разумеется.

Почти месяц «Украина» гнала-пиарила эту «Волну», которая досталась ей, очевидно, благодаря личным договоренностям Крутого И.Я. и Ахметова Р.Л. —старинных друзей. На «Интере» мне «по секрету» сообщили, что «АРС» энд компани заломили слишком высокую расплату за развлечение для слабонервных. А «плюсы», так те и вовсе не потратились, а без печали тиснули по выходным нарезку юрмальского балагана прошлогодней закваски.

И складывалась — это если с высоты птичьего полета (для тех, кто, как я, во время отпуска бездельничал у телевизора) — одна удивительная картина…

Два эфира в день (с повтором вкупе) — на «Украине». Прошлогодний повтор в тех же декорациях — на «1+1». А еще то же зрелище с опозданием на день — уже на «РТР-планете», которую у нас смотрят.

Апокалиптическое видение, доложу я вам. «Нас тьмы и тьмы!».

Одна садистская «песня», которую не задушат даже серийные маньяки-дальнобойщики. Разве этих на балтийском побережье так просто переорешь?

Собственно, «апокалипсис» начинался (для киевлян, в частности) еще на мирных станциях киевского метрополитена. Там каждая входная дверь — благодаря креативности «Украины» — заклеена тотальной «Аллой Пугачевой». И прима на «Святошине» или на «Вокзальной» убедительно призывала население: а ну-ка, немедленно смотреть «дорогую передачу»!

Это такой просчитанный промо- и прово(кационный) ход. С четко заданной выборкой «некоммерческой» и остальной аудитории. Имя коей — «дети подземелья». Самая благодарная публика, значит. Мол, нечего вам, друзья-пассажиры, суетиться-толкаться в вагонах или на эскалаторах, мы же вас из подземелья за шкирку вытягиваем и в самое звездное небо зовем. Уж полночь: летите, летите... Туда, где птицы не поют (они уже оглохли и сбились с южного курса после воя Агутина—Варум и им подобных)… Туда, где деревья не растут... Туда, где властвует Она одна — Убойная сила. Козырная масть. Шестая власть.

И вот по поводу последней мы с вами, кое-что утрируя, и домыслим…

Первые три ветви (законодательная, исполнительная, судебная) нам ни к чему. На нет (на эстрадную пустоту) — и суда нет. Про четвертую — понятно, это СМИ. Властью пятой давно и торжественно «глубокоуважаемый» криминал величают.

И вот, ура, дожили-дожали-дождались. Шестая власть — Попса-матушка.

И это сила, представьте, посильнее разных происков или капризов всесильной Екатерины под номером…

Это же не случайность и не мимолетное виденье — а явная явь… Под козырек великодержавной Попсе в Юрмале в этом году торжественно присягнули практически все спринтеры активных политических гонок. Ряд президентов — России, Украины, Грузии… — эти в письменном виде заверили: верим, болеем, стремимся. (А чтоб вам «Лебединое озеро» до конца полномочий не переслушать!)

А латвийский лидер Валдис Затлерс — этот попросту самолично прибыл в «Дзинтари» на открытие и комфортно устроился в первом ряду. Немного опоздал, как занятой политик, так некоторые star за кулисами, говорят, даже ворчали: томиться нас, понимаешь, заставил.

Что говорить о сводном шестидневном хоре из различных дипломатов и иных политакробатов. Именно их в этом году демонстративно и выставили на первый план обозрения. Как самый убедительный довод.

Мол, знайте, кому челом бить. Мол, помните, кто сегодня правит истинный бал.

Если раньше мы и так не сомневались, кто это — все каналы поголовно под одну дудку пляшут и все политики в стадном инстинкте уж давно «ошоубизнесовились» — то Юрмала в нынешнем году легализовала шестую власть. Абсолютную власть!

А это неограниченная власть нагловатой «блондинки в шоколаде» Собчак, которая стала подлинным товаром времени и шкалой успешности (Муза обозвала дочь сподвижника Путина образным существительным на букву «ш…». А разве она одна?!).

Это власть пошляков из Comedy Club, которые чем ниже шутят, тем выше их рейтинги в журнале Forbs.

Это власть исписавшихся композиторов, которым давно милее ноты в виде иллюстраций на инвалюте.

Это власть советских исполнителей, превратившихся в фанерные фантомы.

Власть телепризраков.

Вот и обличил… :) Если еще недавно поп-батраков из различных телепередач держали за каких-то шестерок у пиршеского стола сильных мира (а, подайте-ка мне на ужин эту поющую свиристелку!), так теперь же шестыми — и равными — стали уже сами политики. «Чего изволите, Алла Борисовна?»

Уравнялись в правах, слава тебе, Господи.

(Пора уж и сводными дуэтами исполнять про «две звезды». Ющенко — с Киркоровым, а Тимошенко — с Аллой. Небось, не зря звездными парами тайно чаевничали — одни в Москве, другие — на Банковой.)

После кончины советской идеологии, которая, безусловно, была церберской, но все же придерживалась определенной градации в разделах творчества, истинно «прекрасное» нынче оказалось — далёко (ударение на втором слоге). А вот новоназначенное «прекрасное» — истинно жестоко. С люциферскими замашками «народного» Киркорова. С патокой «поющей кастелянши» Аллегровой. С каторжным надрывом Лепса (и остального блатного репертуара радио «Шансон»). С жалкими потугами подражательств «большим сестрам» наших местных «заклепок» — с канала М-1, М-2 etc. И с остальной разнообразной сезонной сменой «поющего белья» — на каждом радио, на каждом ТВ. На каждом углу. Оптом и в розницу. Но кто же у нас против «начальства» бунтует?

До чего дошло, друзья... Эта гадина — Попса ползучая (шестая власть, эдакая) — своими липкими ручонками уже решила обмацать… да что политиков, на этих и так негде клейма ставить… она всерьез взялась за Оперу — за владычицу сферы Возвышенно-патетического. И, смотрите, уж в роли заправской клоунессы в бейсболке рядом с татуированным репером на этой «Волне» прыгает, веселится, якобы шутит, а на самом деле кривляется... сама Елена Образцова! Богиня оперы, казалось бы.

Это прежде им — мастерам «низкого» развлекательного сословия — надо было сто этажей ввысь подняться, чтобы достигнуть ее морального и музыкального благословения. А о том, чтобы заманить в эту поп-малину — так и разговор не начинай! А нынче: спускайтесь-ка, Елена Васильевна, со своего трона... Разве не знаете, кто нынче на раздаче?

Да, теперь необходимо «опопсить» даже эти некогда неприкасаемые авторитеты. Чтобы в величественной радости впоследствии раздуть щеки: и эта — великая — таки пала, таки снизошла к нам!

Только не снизошла, а опустилась. До желтых форматов, до сомнительных выходок. А куда ж денешься в «немирное-то» время, если вся власть — шестая. И под ее знаменами, гляди, уже даже почтенная иноземная Монтсеррат Кабалье с палочкой (и с надтреснутым тембром). Спела когда-то на радость человечеству с выдающимся музыкантом Меркьюри. Так ее, бедную, по-прежнему в шоу-бизнесовых целях используют. Ради пятиминутного выхода на пятачок летней сцены теперь доставили из страны заморской — как импортную нагрузку к постсоветской эстраде. Чтоб доказать то самое, о чем написано выше. (Ах, видите ли, «ее лучший и единственный ученик — Басков!» Если этот ученик «лучший», то посочувствуем, читатели, такой учительнице.)

***

…Шесть дней попсопений. ...Шестая власть. Еще б одну шестерку…

И вот на авансцене снова — Муза.

Уже под занавес Юрмалы, обсуждая с товарищем вопрос «почему же поп-низы так хотят…», неожиданно пришли к креативу (равному в полетности только ТРК «Украина»).

Эх, решили, зря Бортко В.В. не пригласил в свой сериал «Мастер и Маргарита» Пугачеву А.Б. на роль Воланда! Вместо Басилашвили О.В.! Вот концепция заиграла бы во всех красках, как волна морская. Дьявол — таки Женщина (особенно, если поет). Царица ночи — без всяких терзаний в своих дивных отношениях со Временем (когда хочу, тогда и улечу). Мадам, которой не впервой разнообразные «сеансы черной магии» — на том самом постсоветском пространстве, превратившемся в сплошное варьете. Спрятав под крыло ночи свой уставший гений, небось, опять издевается, устраивая свадебную «оперэтту». Небось, неугомонным демоном хохочет над миллионами дураков. И потакает миллионам желтопресных тиражей. А что делать?! Лучшее песни — у всех у них — уж спеты. Подлинные ноты — стерты. Рукописи — сгорели. Истинные чувства (в эстрадном творчестве) — и подавно в эпоху шоу-синтетики никому не нужны. И потому — труба зовет —и опять ее «свита» в сборе. Коровьевы-киркоровы-галкины… Остальные зверевы. И снова — в полет — за шестую власть над одной шестой... Хоть на дне морском, хоть на «Волне» (балтийской) этим, неугомонным, нужен лишь свет. Поэтому и покоя не будет.

КОМУ НЕ ХВАТИЛО «ЗАКЛЕПКИ»

Трансляция «Новой волны» на ТРК «Украина» вывела этот канал на третье место по итогам прошлой недели (об этом сообщает «Телекритика»). Самые большие показатели имел творческий вечер Игоря Николаева в субботу 26 июля — рейтинг 4,6%, доля аудитории — 17,39%. Финальный концерт: рейтинг 3,3%, доля аудитории 10,78%. Таким образом были потеснены «каналы Пинчука» — «Новый», ICTV и СТБ.

Победителями юрмальского конкурса молодых исполнителей, как известно, стали грузинский дуэт Georgia (первое место и 70 тыс. долл.); певица из Одессы, которая представляла Россию — Ирина Розенфельд (сценическое имя Ирис) — получила 40 тыс. долл. и, соответственно, второе место. Бронзовый призер — экспрессивный и артистичный итальянец Алессандро Ристори, которому осталось только 30 тыс. долл.

Престижные призы от Музы — г-жи Пугачевой (в виде «Золотой звезды Аллы» и 50 тыс. у.е.) достались белорусу Дяде Ване и киргизу Омару.

Украинские конкурсанты — Мика Ньютон и загадочная группа «Заклепки» — выглядели на юрмальском празднике победившей попсы иногда сомнительно, а иногда очевидно невыразительно. Это касалось и подбора песен, и поиска имиджей (костюмов). Первая, обладая хорошим голосом, слилась с «форматом», потеряв всякое своеобразие индивидуальности. Вторые — типичный продукт для корпоративных вечеринок, а не для конкурсов с претензией на международный статус.