UA / RU
Поддержать ZN.ua

Шаг к ренессансу

Ах, как надоело!.. Скоро ли рухнет эта вопиющая мерзость власти невежества? Из письма И.Репина В.Ста...

Автор: Олег Смаль
В.Михальская. Портрет Зои Навроцкой

Ах, как надоело!.. Скоро ли рухнет эта вопиющая мерзость власти невежества?

Из письма И.Репина В.Стасову (24 января 1905 г.)

Если я правильно осведомлен относительно перечня мероприятий, которые планируется провести в ознаменование тринадцатой годовщины нашей независимости, — не будет торжеств, связанных с перерезанием ленты в каком-нибудь свеже-аврально построенном дворце искусств или хотя бы в новейшей художественной галерее. В столице Украины неутомимо продуцируются сотни тысяч квадратных метров конторских помещений, которые мгновенно заполняются столами, компьютерами, государственными и негосударственными служащими. Художники и скульпторы за тринадцать лет получили в Киеве от государства ноль новопостроенных экспозиционных площадей. Мало того, заслуженные и народные художники массово начинают чесать свои затылки, поскольку кубические метры мастерских уже стали объектом интереса лиц, изучавших диалектику не по Гегелю и хорошо обученных искусству перегрызания горла ближнему. Разве способны тягаться с ними носители призрачных идей красоты и гармонии? Полагаю, еще есть люди, которые ломают себе голову, пытаясь понять, почему история человечества периодически выдавала какие-то всплески энергии, формировавшие целые когорты гениев. Маловероятно, что причиной «перепроизводства» титанов были вспышки сверхновых звезд или сбои в структуре ДНК. Но факт — лет пятьсот тому назад по какой-то там Флоренции таланты ходили толпами, сталкиваясь друг с другом на ренессансных улицах и площадях. Думаю, объяснение этого явления довольно прозаично — рафаэлей и рембрандтов формирует социальный заказ. Нужны обществу гении — они обязательно появятся. Творческий «котел» из тысяч способных выбросит на кипящую поверхность наиболее выдающихся. Это почти то же самое, что показывает нам современная украинская жизнь: хочет преимущественное большинство граждан водки — пожалуйста, хоть залейся! Чихать преобладающей массе на изыски кисти и бронзовое формотворчество, вот и прозябает искусство в сырых подвалах. Уместно ли сравнивать этиловый спирт и масляные краски? А почему нет? И алкоголь, и высокое искусство — путь к наслаждению. Но поводыри разные. Дьявол более демократичен в общении, а к Богу путь тернист...

В Киевском музее русского искусства открылась экспозиция, посвященная 160-й годовщине со дня рождения Ильи Ефимовича Репина. Впечатления от выставки и радостные — лишний раз есть шанс убедиться, что и под нашим небом способны рождаться гении, и невеселые — так как знаешь: закончится юбилейный год, и большинство работ художника снова залягут в запасники до очередной круглой даты.

Хотя предлагаемых для осмотра ценителями работ немало, печально осознавать, что это — лишь малая часть из невероятно богатого творческого наследия Репина. Обидно, что художника, который вполне заслуженно обязан стоять в когорте великих украинцев рядом с фигурами Николая Гоголя и Тараса Шевченко, мы спокойно и «безвозмездно», как «Одесса—Броды», сдали России. А много ли в нашей современной истории таких неистовых, искренних патриотов, как потомок чугуевских казаков Илья Репин? При случае хочу сделать замечание организаторам выставки: подпись под одной из картин художника переведена на украинский язык не очень точно: Спаситель не призывал сатану идти за собой, а совсем наоборот. Илья Ефимович назвал свою картину «Отойди от меня, сатана!» Вот как описывает этапы работы Репина над этим полотном в своих воспоминаниях Корней Чуковский: «Картина не давалась ему. Что сделать, чтобы она вышла возможно удачнее? Художник Поленов посоветовал ему верное средство: «Ты должен хорошо помолиться, прежде чем возьмешься за кисть. Нельзя браться за религиозный сюжет без поста и молитвы». — И я послушался, — рассказывал Репин впоследствии. — Пишу и молюсь. И пост соблюдаю строгий. — И что же? Он засмеялся и ничего не ответил. Пауза длилась не меньше минуты. Потом он вздохнул и удрученно сказал: «Такая дрянь вышла!» Не верьте столь жестокой самооценке, просто художник слишком высоко ставил планку в своем творчестве.

В Большом зале Союза художников Украины открылась выставка художницы из волынского села Хворостов Валентины Михальской. Насыщенная, разноплановая экспозиция — натюрморты, пейзажи, портреты, выполненные в разнообразных техниках — акварель, карандаш, тушь, монотипия. У Валентины так сложились жизненные обстоятельства, что она не смогла получить серьезное академическое образование. Но настойчивость и неутомимый оптимизм струятся из каждой ее работы. Художница
своей творческой активностью показывает пример людям, которые, имея силу, талант и здоровье, опускают руки и не видят просвета в жизни. Нечасто можно увидеть такое светлое и вдохновенное лицо, как у этой красавицы-женщины, долгие годы прикованной к инвалидному креслу, но творящей радостный мир искусства и мечты.

Саша Прахова. Нет, я не слишком фамильярен, чтобы так обращаться к госпоже Александре. Но поскольку художница так себя величает, пусть так и будет. Ее выставка в галерее «Майстерня» страшно авангардна и даже эксцентрична — надо же и название придумать для нее такое: «Pillow book», что примерно можно перевести как «книга под подушкой». Но Саша без фальшивой скромности говорит: «Я и такое могу себе позволить!» Кстати, еще одно подтверждение, что все в мире связано, — на выставке Репина экспонируется письмо художника к Адриану Прахову. Фамилия Праховых — уже давно пласт украинской культурной элиты.

Сепаратизм наших оазисов культуры иногда создает накладки технического характера. Одновременно в нескольких местах Киева открываются новые выставки. Конечно, это не катастрофа — экспозиции даже удобнее изучать после завершения ритуалов с участием прессы и почетных гостей. Но на профессиональных любителей поднять бокал и глотнуть бутерброд во имя высокого искусства было жалко смотреть — межфуршетные марафоны в тридцатиградусную жару даже закаленный организм воспринимает с трудом. Только открылась выставка старых и новых работ неутомимого Ивана Марчука в галерее «Мистець», как уже надо приобщиться к яркому полуреалистическому, полуабстрактному искусству живописца Николая Евтушенко, выплеснувшемуся на Андреевском спуске в «Галереї, 36». И на Костельной скоро будут праздновать десятилетний юбилей галерейной жизни этой улицы. Разорваться можно. Самым ругательным словом у Репина было «бездарь». Мне такие в июльском Киеве не попались. До ренессанса осталось сделать лишь один шаг — необходимо только, чтобы власть имущие не разминулись с мудростью.