Столичные театры вышли на передовую борьбы за зрителя после летних отпусков. Некоторые коллективы, как Национальная опера, трудятся с конца августа. Остальные — подтягиваются. И формируют перспективные планы на новый сезон, тенденции которого определять преждевременно. Хотя очевидно, что ожидается драматургическая классика, интересные приглашенные режиссеры. И господдержка некоторым театрам гарантирована, потому что первый вице-премьер по гуманитарным вопросам — большой театрал. Вопрос, как будут сочетаться в этом сезоне извечные «антиподы» — кассовые приоритеты (с желтым репертуарным оттенком) и истинно художественные устремления (тех оставшихся, кто еще к чему-то стремится), пока оставим без ответа.
Национальный театр имени Ивана Франко завершает гастроли во Львове (билеты на спектакли разлетелись за две недели до приезда коллектива). И готовится к открытию нового сезона дома. Уже на будущей неделе покажут классическое «Украденное счастье» в режиссуре Сергея Данченко с Богданом Ступкой в главной роли. Спектакль приурочен к 150-летию со дня рождения патрона театра. Ступка недавно побывал в селе Нагуевичи, родных местах писателя, и оттуда на киевскую землю хочет привезти саженцы деревьев.
Как уже сообщалось в «ЗН», ближайшая премьера театра — «Посеред раю на майдані» в постановке Владимира Кучинского (художник Владимир Кауфман). Обещают, что в спектакле прозвучат «раніше незнані поезії Франка». А также «будуть перегорнуті маловідомі сторінки життя письменника». Интригует хотя бы то, что условное место действия — клиника. А как таковой образ писателя в спектакле размыт — то ли фантом, то ли иная метафорическая условность. Он появится на сцене как «Хтось». Пьесу написал известный в России драматург Клим. В октябре франковцы планируют премьеру «датского» спектакля. Только дата не у партийного вождя, как было принято в советские годы, а у актрисы театра Людмилы Смородиной. Она выйдет на сцену в бенефисной постановке «Виват королева!» (режиссер Юрий Кочевенко) сразу в двух ипостасях — Марии Стюарт и Елизаветы Английской. Подобный маневр лет тридцать назад случился в Московском театре имени Маяковского: двух королев гениально играла Татьяна Васильевна Доронина. Теперь в Киеве будет уже третий спектакль на одну и ту же тему «королевских игр» (после «Браво» и после Молодого). Но кринолина мало не бывает. В дальнейшем франковцы обещают запуски «Женитьбы Фигаро» (режиссер Юрий Одинокий), «Кавказского мелового круга» (режиссер Линас Зайкаускас), «Теней забытых предков» (режиссер Григорий Гладий). «Человека из Ламанчи» (режиссер Владимир Петров). С 23 по 28 сентября в театре пройдет фестиваль моно-спектаклей «Мария», который курирует Лариса Кадырова.
Уже завтра, 17 сентября, Национальный театр имени Леси Украинки откроет новую сценическую площадку. Открытие совпало с премьерой «Ромео и Джульетты». Проект возник как совместное сотрудничество украинского театра и Баварской театральной академии им.Августа Эвердинга. Некоторые рецензенты заранее могут запастись заголовками наподобие «Трудности перевода», поскольку спектакль идет на двух языках — русском и немецком. Монтекки — «чужие», Капулетти — «свои». В роли Джульетты — Наталья Шевченко, координатор проекта — Алла Рыбикова. В конце октября худрук театра Михаил Резникович выпускает спектакль «Дон Кихот. 1938 год» по мотивам Михаила Булгакова. В главных ролях — Александр Гетманский, Давид Бабаев, Юрий Гребельник. Художник спектакля — Давид Боровский. Это одна из последних работ гениального художника, нашего соотечественника, его не стало весной этого года. «Доходное место» А.Островского в Русской драме пригласили режиссировать Аркадия Каца (до этого он работал здесь над «Волками и овцами»). А «Сирано де Бержерака» предложили поставить питерскому режиссеру Игорю Селину, не так давно реализовавшему на этой же сцене свой взгляд на «Маскарад» Лермонтова. Ученики Резниковича — Л.Остропольский и И.Барковская — соответственно тоже не останутся без работы, представив в новом сезоне «Девичник» Лоры Каннингем и «Как важно быть серьезным» Оскара Уайльда. «Сцена под крышей» в этом же театре представит очередную премьеру — «Іду за край» по произведениям Васыля Стуса (режиссер Ольга Гаврилюк).
В новом сезоне труппа театра, очевидно, пополнится за счет выпускников театрального. Но есть и потери. Руководство театра решило расстаться с Ольгой Сумской, заслуженной артисткой Украины, лауреатом Национальной премии имени Тараса Шевченко. Пока не продлены или уже не продлены контракты и с народными артистами Украины Ириной Буниной и Анатолием Пазенко. Руководству осталось совсем немного «работы» — «не продлить» творческие отношения, скажем, с Мажугой, Заклунной, Кадочниковой (тоже очень известными, талантливыми и любимыми зрителями артистами — уцелевшими в труппе) — и, наверное, тогда в этом театре окончательно одержат победу а) «большое искусство», б) театральная этика, в) «психологизм и ансамблевость». Правда, даже после этого вряд ли случится осознание того, что статус «Национальный театр» — это, в первую очередь, люди, многие из которых — гордость отечественного искусства. Так что эта тема не закрыта.
В театре драмы и комедии на Левом берегу первыми премьерными залпами могут стать инсценировки популярной зарубежной прозы. «Лолита» и «Опасные связи». Набоков и Шодерло де Лакло. Причем первое и второе произведение худрук Эдуард Митницкий доверил ставить молодому режиссеру Андрею Билоусу (Мамай в одноименном фильме О.Санина). На вопрос «А почему сразу все одному?» ответ был таков: «Я в свое время по пять спектаклей в сезон ставил». Пока ищет для себя материал режиссер этого театра Алексей Лисовец (ему достались лавры «Пекторали» за хит прошлого сезона «Ромео и Джульетта»). Скорее всего он станет режиссером спектакля с участием Ады Роговцевой — но уже на стороне. В будущем году у известной актрисы юбилей, поэтому может родиться еще один заметный антрепризный проект (после «Варшавской мелодии-2»). Успешный антрепренер Анатолий Хостикоев, судя по афишам возле Русской драмы, собирается в третий раз вступить в одну и ту же реку — сыграть в «Отелло» Шекспира. Два первых опыта — в Театре на Подоле и в Театре имени Ивана Франко — в разное время были интересны (режиссура Виталия Малахова). В третьем опыте режиссер будет тот же. А вот какие десять (или триста) отличий — покажет ноябрь.
Столичная музыкальная сцена тоже готовит сюрпризы. Разные. Кроме режиссерских. Тут «сюрприз» один — ставить по-прежнему некому. А для тех, кто якобы есть, не плохо бы провести спецсеминар на тему «Чем отличаются правительственные концерты от постановок мировой оперной классики». Национальная опера готовит к 80-летию Виталия Кирейко «Боярыню» (по мотивам произведения Леси Украинки). Предполагается, что это будет концертное исполнение. Обещан «Ярослав Мудрый» Георгия Майбороды — этому произведению уже тридцать лет, и возникают закономерные вопросы, как отделить, собственно, музыкальную линию от наслоений «большого советского стиля». К концу сезона, возможно, выпустят «Адриену Лекуврер» Франческо Чилеа (дирижер Владимир Кожухарь). А уже 23 ноября ждите премьеру балета Михаила Чембержи «Зеркало небес» (балетмейстер Анико Рехвиашвили, дирижер Алексей Баклан). Киевская оперетта тоже не заставит себя долго ждать — обещаны премьеры «Мистера Икс» и «Фиалки Монмартра».
Из больших гастрольных театральных проектов — на ноябрь запланирован визит в Киев московского театра «Современник» с двумя спектаклями. «Пять вечеров» по пьесе А.Володина с участием Елены Яковлевой и Сергея Гармаша и «Пигмалион» — довольно известный спектакль в постановке Галины Волчек — недавно в него вошел премьер Вахтанговского театра Сергей Маковецкий (на роль Хиггинса). Есть определенные планы у организаторов гастролей Театра Бориса Эйфмана, Русского Имперского балета. В октябре продолжит свой традиционный «Роман с Киевом» г-н Виктюк. Обещан спектакль из серии ЖЗЛ — о Дункан и Есенине («Сергей и Айседора»). Но особое внимание, полагаю, стоит обратить на недавнюю постановку маэстро «Последняя любовь Дон Жуана» по пьесе очень популярного сегодня на Западе драматурга Э.-Э. Шмитта. Дон Жуан (Дмитрий Бозин), оказывается, влюблен совсем не в тот объект, который предполагался его «биографами»-интерпретаторами. Идет переговорный процесс и с российским Театром Армии: правда, трудно сказать, что интересного они могли бы показать на выезде — кроме «брони и танков» своей вывески.