UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕЗОН УСКОЛЬЗАЮЩИХ ИДЕАЛОВ

Театральная Одесса заметно стремится к совершенству, которому, как известно, нет предела. Коллективы подняли творческую планку и погнались за неким идеалом, который, как ему и положено, ускользает, ускользает.....

Автор: Мария Гудыма

Театральная Одесса заметно стремится к совершенству, которому, как известно, нет предела. Коллективы подняли творческую планку и погнались за неким идеалом, который, как ему и положено, ускользает, ускользает... Собственно, об этом и получился спектакль «Принцесса Брамбилла» по Гофману, поставленный в начале обозреваемого сезона Гедрюсом Мацкявичюсом в Одесском украинском музыкально-драматическом театре имени Василя Василько. Главным героем постановки оказался римский трагик Джилио Фава (его роль попеременно исполняют Яков Кучеревский и Богдан Паршаков), никак не находящий себя ни в искусстве, ни в реальной жизни. Его место — в сказочной стране Урдар, где сам он становится принцем, а его возлюбленная, швея Гиацинта (великолепная, этапная работа Ольги Петровской), — принцессой. Впрочем, кто знает, где протекает истинная наша жизнь, не в сфере ли воображаемого? Ускользающая и идеальная принцесса — то ли яблоко раздора, то ли марионетка в руках невидимого кукловода, то ли приз для победителея. В круговерти дымовых потоков, вращающихся конусов и персонажей карнавала (первая работа одесского художника Михаила Ревы в области сценографии) возникает странное, трогательное действо, побуждающее размышлять, рефлексировать, вновь и вновь возвращаясь в театральный зал. «Брамбилла» не осталась без внимания зрителей и профессионалов — в числе одиннадцати лучших музыкальных спектаклей сезона в Украине она приглашена на фестиваль «Мельпомена Таврии» в Херсон.

Совсем иного рода премьера должна была сезон завершить, да не сложилось. После мартовского пожара фойе театра еще не отреставрировано, и потому одесситы увидят «Щастя поруч» (по драме Ивана Франко «Украдене щастя») в постановке киевского режиссера Дмитрия Богомазова только в сентябре. Счастливчики, побывавшие на генеральной репетиции или на сдаче спектакля худсовету, утверждают, что при наличии столь совершенной режиссуры идеальный результат может ускользнуть лишь по вине исполнителей. Нет, внешний рисунок ролей за два месяца репетиций каждым схвачен безукоризненно, и все же до осени есть еще время дать толчок воображению, что-то глубже постигнуть, от чего-то уйти, ведь задачи режиссер поставил весьма сложные. И основная тяжесть ложится на плечи актеров, исполняющих три центральные роли. Это Ольга Петровская (Анна), Яков Кучеревский (Михайло Гурман) и Игорь Геращенко (Мыкола Задорожный). Им приходится участвовать в постановке, лишенной привычного налета академизма, но тем и интереснее!

Художественный руководитель театра, народный артист Украины Игорь Равицкий продолжает свою мудрую репертуарную политику, согласно которой приглашенные режиссеры заставляют коллектив по-новому осознать себя, свою позицию, свои возможности. Сам Игорь Николаевич в середине сезона поставил забавную комедию английского драматурга Майкла Фрейна «Шум за сценой» (спектакль вышел под названием «Т-Е-А-Т-Р!». Смею думать, постановщик осуществил давнюю мечту любого режиссера: доказать, причем наглядно доказать несносной актерской братии, что без строгого режиссерского пригляда спектакль рушится, расползается, тонет в небрежностях, которые исполнители охотно себе позволяют. На сцене в первом действии идет репетиция (между прочим, генеральная), во время которой режиссер Ллойд Даллас (Константин Совит) пытается помешать своим артистам смешивать личное с производственным, путать реплики, мизансцены и предметы реквизита. После антракта зрители видят, как идет тот же спектакль через полгода после премьеры. Ллойд уехал работать в Лондон, артисты безбожно и позорно запутываются, на сцене воцаряется какой-то абсурд, и непонятно, даже как доиграть пьесу... Тут уже не до погони за идеалом! Говорят, васильковцам было трудно войти в образы нерадивых служителей Мельпомены, с их-то фирменным святым отношением к сцене...

Насколько совершенен спектакль Одесской русской драмы имени А. Иванова «Школа жен» по Мольеру (постановка Бориса Мильграма), пока не скажет никто. Реставрация сценической коробки никак не завершится, так что ни одной репетиции на сцене пока не было, идея «переползла» в планы будущего сезона. Зато отличился Театр музыкальной комедии имени Михаила Водяного, разразившийся двумя резонансными премьерами — опереттой Жака Оффенбаха «Жюстина Фавор» (режиссер — заслуженный деятель искусств России Александр Петров) и рок-оперой одессита Евгения Лапейко «Ромео и Джульетта» (режиссер — Георгий Ковтун). Что примечательно, оба постановщика — петербуржцы (Ковтун, правда, по рождению одессит, да и в Киеве его работы известны не понаслышке). Если о «Жюстине Фавор» можно говорить просто как об очень добротном, стильном, продолжающем лучшие традиции коллектива спектакле, то «Ромео и Джульетта» — событие на уровне страны. А то и мира. Не верите? Судите сами. До сих пор на планете насчитывалось всего четырнадцать опер на сюжет трагедии Вильяма Шекспира, из них ни одной с приставкой «рок». Так вот же она, пятнадцатая и первая в своем роде, сочиненная одесским композитором Евгением Лапейко, ставшим таким образом в один ряд с Гарсиа, Цингарелли, Далейраком, Меркаданте, Беллини, Гуно... Не говоря о драматической симфонии Берлиоза, увертюре-фантазии и дуэте Чайковского, балете Прокофьева, написанных на тот же сюжет, стоит порадоваться неожиданному вкладу Одессы в мировую статистику.

И все же в первую очередь хотелось бы поговорить не о мелодичных речитативах, хорах, ярких лейтмотивах и ариях, а о молодых исполнителях, ибо Ромео и Джульетту играют те, кто находится в реальном возрасте шекспировских героев. Школьники и студенты, заявившие о себе в составе различных ансамблей, студенты консерватории, педуниверситета, а также училища искусств и культуры с августа прошлого года упорно занимались сценическим движением в театре под руководством Люиса Заславского. И вот результат: Оля Кононова, Юля Коровко, Марина Терентьева, Саша Цымбалюк (Джульетты) и Дима Богаченко, Влад Кутуев, Кирилл Туриченко (Ромео) при помощи трапеции легко перепархивают с одной дощатой конструкции на другую, зависают вниз головой, стремительно пробегают по трехэтажным лестницам и при этом поют, благо театр наделил их вмонтированными в сценические костюмы микрофонами. Сценограф Станислав Зайцев, следуя пожеланию режиссера, перенес трагедию в диковатую эпоху викингов с ее первобытным кипением страстей. Надо ли говорить, что «Ромео», которого ждали, бьет все рекорды по посещаемости?

Нет, одесским театрам явно жаль тратить время и силы на заведомо «проходные» работы. А что погоня за идеалом нескончаема, в том есть своя прелесть. Идея — нечто застывшее, а театр — искусство живое!