Юмористические программы — самые рейтинговые на ТВ — это вам подтвердит любой телевизионщик. Отчего так получается, что чем хуже жизнь, тем больше потребность социума в смехе, — пусть размышляют психологи. Впрочем, чего тут особо раздумывать. Все, кажется, ясно, как в той древней притче, в которой царь то и дело посылал сборщиков подати в порабощенный им город. Пока его жители стенали, дескать, денег нет, тиран не верил — и правильно делал, дань удавалось собрать. А когда горожане устроили веселье — отступился. Раз смеются — значит точно: терять им уже нечего. Наша действительность, может, и не так мрачна, но притча звучит довольно актуальненько. И ТВ весьма чутко на это реагирует, торопясь наполнить эфир юмористическими программами. Но при этом они же оказываются сколь востребованными, столь и маложивучими. Публике сегодня далеко не безразлично, кто смеется, над чем и как. А смеяться с умом и со вкусом удается очень немногим. Не случайно среди программ этого жанра очень мало долгожителей и настоящих профессиональных удач.
Что-то подобное удалось «1+1». Скажем, «СВ-2000». Как только утонченная публика не бранит Верку Сердючку, не сознавая, что она давно уже вышла за рамки конкретного шоу и стала уже чем-то вроде массового народного символа. И, как ни странно, не только в Украине, но и в России, которая, как известно, предпочитает лишь доморощенные символы. Однако «СВ-2000» идет с успехом по московскому ТВ-6.
То же и с «Фонтан-клубом», который прочно утвердился на РТР. Впрочем, здесь совсем другой уровень смеха, другой состав гостей и другой ведущий — Валерий Хаит, умница, интеллигент и остроумец, каких поискать. И если «СВ-2000» можно сравнить с доступной и сытной «быстрой едой», общепитом, то «Фонтан-клуб» — программа для гурманов. А вот «Золотой гусь», который с «Интера» перелетел (без скандалов и хлопанья дверьми) на «1+1», представляет собой нечто среднее. С одной стороны — претензия на изысканность, с другой — пища простая и грубая. Но, наверно, стилистика программы (режиссер Андрей Праченко) продиктована тем, что строится она исключительно на анекдотах (собственно, ведь это и есть Всеукраинский телевизионный конкурс анекдотов), а они бывают самые разные. Вроде бы и хочется чего-то более тонкого, но «Золотой гусь» открыт буквально для каждого телезрителя, а значит — уровень шуток не может быть одинаковым. Но именно в этой открытости (кстати, не свойственной другим юмористическим программам) заключается огромная притягательность «Гуся».
Но наиболее интересным мне представляется новый проект «1+1» — полноценный юмористический сериал «Ноты и банкноты», в котором каждая серия является отдельным фильмом длиною в полчаса с тщательно выписанным сюжетом, с оригинальной музыкой «Братьев Гадюкиных», с продуманными декорациями, с разнообразием образов и т. д. и т. п. Достоинств у сериала много, но главная — личности его создателей, тех самых, что радовали нас в свое время «Долгоносиками», «Марабу» и «Мамаду». И вот сегодня команда во главе с Валентином Опалевым (он же Софочка, он же пан Кумко) придумала «Ноты и банкноты». Как они появились?
— Мы с моими коллегами, — рассказывает Валентин, — делали ряд юмористических и развлекательных программ: «Долгоносиков», которые сильно нравились одним и сильно не нравились другим, «Марабу». И вот только на программе «Мамаду», точнее ее последних версиях, я понял, что она начала нравиться людям. Об этом говорили цифры рейтингов, которые я регулярно получал на канале «1+1». Но даже имея достаточный опыт производства юмористических программ, нельзя сказать, что мы постигли какой-то универсальный прием их создания. На мой взгляд, это комплекс условий. Во всяком случае, «Мамаду» мы высчитывали почти математическим путем. Я очень внимательно просмотрел все юмористические программы, выходящие у нас и в России, попытался все проанализировать. Советовался с нашими коллегами на канале «1+1», с Александром Роднянским. Я не могу назвать абсолютно верного рецепта производства программы. На мой взгляд, иногда совершенно неинтересная программа вдруг становится безумно популярной и нравится всем. Хотя по всем законам ТВ она не может быть таковой. Это и определенный уровень безнравственности, юмор «ниже пояса» — мы себе такого не позволяем. Или наоборот, программы интересные и умные — я имею в виду не только юмористический жанр — вызывают какую-то непонятную реакцию. Их просто не смотрят, и это удивляет больше всего. В создании сериала «Ноты и банкноты» мы попытались все эти сложности ТВ-кухни учесть.