UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сезон оперного блефа

4 июля большим аншлаговым гала-концертом закончился очередной сезон в Национальной опере Украины. «Урожай», который достался зрителю в результате, как всегда, оказался не слишком щедрым...

Автор: Александр Москалец

4 июля большим аншлаговым гала-концертом закончился очередной сезон в Национальной опере Украины. «Урожай», который достался зрителю в результате, как всегда, оказался не слишком щедрым. В течение сезона было осуществлено два возобновления старых спектаклей, поданные, как обычно, под «премьерным» соусом. Эту хитрость зритель уже давно прощает театру ввиду скудости репертуара и отсутствия свежих идей или сил для их осуществления. Речь идет о возобновлении «Ромео и Джульетты» Гуно, поставленной в 2000 году, и «Катерины Измайловой» Шостаковича, поставленной в 1965 году и уже возобновлявшейся в
1974-м. Правда, в конце прошедшего сезона дважды была показана премьера оперы Понкьелли «Джоконда» — действительно новое название в киевской афише. Опера пошла на нашей сцене без купюр, что само по себе можно признать примечательным. Но для ее постановки был приглашен режиссер из Италии Марио Корради, который сочетает оперную режиссуру с другими видами деятельности, и нам остается только гадать, какие из них являются его хобби, а какие — профессией. Именно он поставил в прошлом году оперу «Турандот», которая в смысле режиссуры не блистала особыми находками и стала скорее добротным «трафаретным» спектаклем, скроенным из затертых «выкроек», десятилетиями набивавших оскомину на всех сценах Европы. И вот сейчас творческое руководство театра проявило неслыханную настойчивость. Для новой постановки единственной премьеры в сезоне вновь приглашен тот же итальянский режиссер! Таким образом, мы, униженно прогибаясь перед заграницей, в очередной раз возвестили всему миру: «Полноте, господа, своих режиссеров у нас нет и не будет, куда уж нам! А вы подавайте хоть что-нибудь, да с вашего стола, пусть это будет далеко не первая свежесть, зато ваше, а значит, и нам голову ломать не придется, и изголодавшийся зритель получит готовенькое». Никому из «творческих боссов» театра и в голову не приходит, что они делают что-то не так. О какой критике вы говорите, господа? Все, что они делают, нам не по разуму, и не нам, грешным зрителям, поднимать свой голос против их убежденности в своей правоте. Похоже, каждый из них в какой-то момент своей карьеры был загипнотизирован каким-нибудь «совковым» министерским чиновником и с тех пор считает, что перешел в разряд непогрешимых пророков. Вот только «проклятая пресса» своей неуемной «травлей» иногда нарушает безмятежный покой их душ. Что греха таить, иногда в театре звучали фразы вроде: «Из-за одной этой прессы все неприятности!» Ну вот, оказывается, найден виновник всех творческих бед театра.

Лидия Забиляста так и не успела в этом сезоне выступить в заглавной партии «Джоконды» — оба спектакля спела Татьяна Анисимова. Что же касается Светланы Добронравовой, значащейся в афишах, то она, похоже, вообще решила на этот раз отказаться от участия в новой работе театра. В свое время Добронравова пела Джоконду на сцене Львовской оперы. Хочется лишь верить, что нынешнее молчание примадонны — это ее собственный выбор, продиктованный какими-то артистическими соображениями. Режиссер спектакля все же отличался большой скрупулезностью в проработке деталей и безупречным знанием всех партий солистов. В смысле «погружения» в материал он дал нашей труппе немало. Но говорить о серьезном «прорыве» было бы большим преувеличением.

Еще одной работой театра в истекшем сезоне стало возобновление «Мазепы» Чайковского на языке оригинала, которая, впрочем, лишь недавно была показана на одном из зарубежных оперных фестивалей, в Венгрии. Киев еще не видел возобновленного спектакля. Этот «хит 90-х» сейчас действительно нужен киевскому слушателю, и в начале следующего сезона планируется его возобновление, по всей видимости, тоже под «соусом» премьеры.

Если начинают разговор о перспективах будущего сезона, то в первую очередь, как правило, речь заходит о намеченных гастролях (чаще всего они проходят в феврале-марте). Вот, оказывается, в чем суть деятельности театра, именующего себя Национальным! О смехотворных масштабах проводившейся до сих пор гастрольной деятельности нашей оперной труппы уже сказано столько, что вряд ли снова стоит приводить ее географию. Никакие столбовые пути европейских турне нам и не снились. Глубокая провинция — вот все, чем мы довольствовались до сих пор, особенно в последнее время. Планируется как-то изменить маршруты будущих поездок и охватить другие страны. Но когда это случится, тогда мы и поведем об этом речь.

Вывод из сказанного выше трогательно прост. Ничего нового нам в следующем сезоне не улыбается. Конечно, какая-нибудь премьера пробьет себе дорогу к зрителю. Вероятнее всего — в конце сезона. Среди давних мечтаний приглашенного итальянского режиссера фигурируют три оперы Верди — «Макбет», «Бал-маскарад» и «Дон Карлос». Это иллюстрирует единственную установившуюся пока традицию — хотя бы раз в год предлагать публике новое название, ранее в афише не представленное, но входящее в сокровищницу западноевропейской мировой классики (в основном — итальянской). Стоит ли говорить, что по-настоящему новым шагом для Национальной оперы был бы именно «Макбет», так как две другие оперы уже шли на нашей сцене, и живы еще те поколения слушателей, которые хорошо помнят их постановки. Главный дирижер театра Владимир Кожухарь открыто уверял в прессе, что весь репертуар европейских театров — это каких-нибудь два-три десятка названий. И что консерватизм и ограниченность репертуара — это чуть ли не признак хорошего вкуса. Интересно было бы узнать, где именно почерпнуты такие сенсационные сведения? Чтобы опровергнуть это заблуждение, достаточно как минимум обратиться к какому-нибудь сайту в Интернете.

Что бы ни говорилось о Национальной опере в последнее время, чаще всего это название встречается в контексте «проблемы Национальной оперы». В самом деле — проблем хоть отбавляй. Это и отсутствие достойной оперной режиссуры, и полное блокирование нового национального оперного репертуара, и финансовая проблема, и кадровая, и проблема обновления творческого руководства. Стоп, а не в этой ли последней все дело? Что же мешает приступить наконец к разрешению всех прочих проблем? И кто должен это делать? Смею предположить, что этим призвано заниматься творческое руководство. А что же мешает руководству-то?

Беда здесь заключается в том, что все «три кита» руководства театра взращены и вскормлены немного другими идеями. Киевский театр они в глубине души считают глубоко провинциальным, реноме оперного украинского искусства в Европе им безразлично. Посему достаточно тихо вершить свои собственные дела в духе «толерантной и взаимовыгодной коллегиальности». И такое отношение вполне сообразуется с безупречно советским воспитанием, полученным ими. Конечно, такое объяснение хотелось бы считать лишь «очевидным допущением», но никак не истиной. Если бы оно было истиной, то это выглядело бы совсем уж безнадежно. И тогда финал наших заметок выглядел бы как погребение заживо юной и влюбленной Аиды. Зрителю остается ждать и уповать на то, что тем или иным способом перемены все же осуществятся. Если же ни у кого, от кого это зависит, не хватит здравого смысла вмешаться в ситуацию, то дело сделает само время. И «младое, незнакомое» племя со временем само ворвется в стены театра и распахнет настежь все окна и форточки, давая доступ долгожданному свежему воздуху перемен. Верим, что эти перемены будут вызваны не желанием сломать «все до основания», а обилием идей и замыслов в головах тех, кто не отравлен потребительским и консервативным отношением к искусству. Такие люди уже есть, они среди нас, и хочется верить, что скоро их имена зазвучат во всеуслышание. Здесь же заметим, что кадровые казусы Национальной оперы мало интересуют зрителя. Ему нужен качественный продукт и театр, который готов уважать и учитывать его запросы. И каждый надеется, что эра уважения к зрителю настанет еще на нашем веку.

Новый, 137-й сезон театра откроется в сентябре традиционным «Тарасом Бульбой». Накануне случится прослушивание новых претендентов в стажерскую группу театра. Время движется вперед, и мы неизбежно окажемся перед лицом тех или иных сюрпризов. Хочется, однако, чтобы эти сюрпризы были приятными. Ибо английская поговорка «Лучшая новость — это отсутствие новостей» пригодна не для всякой национальной специфики...