UA / RU
Поддержать ZN.ua

Севастополь: право на надежду. Кто превратит южную жемчужину в еще одну киностолицу?

Фильм режиссера Игоря Волошина «Нирвана» снискал главный приз «Народное признание» уже под занавес международного кинофестиваля в Севастополе...

Автор: Екатерина Константинова

Фильм режиссера Игоря Волошина «Нирвана» снискал главный приз «Народное признание» уже под занавес международного кинофестиваля в Севастополе. Жюри, объединившее представителей самых разных профилей и специальностей (врачи, дипломат, студентка, адвокат, журналист, винодел, библиограф, капитан, студент), выбрало именно эту эстетско-наркоманскую композицию — без звезд, но с «маскарадом». Это же жюри Севастопольского феста назвало Дарью Мороз лучшей актрисой — за русский фильм «Живи и помни», а киевлянина Дмитрия Суржикова — лучшим актером за украинскую ленту «Право на Надежду».

Фильм-фаворит зрительского жюри
Режиссер триумфальной «Нирваны» — однофамилец известного русского поэта Серебряного века — родился и вырос в Севастополе. Во время фестиваля он рассказывал, как в Итальянском дворике пролетали его беспечальные детские дни… «Наконец-то я увидел жюри!», — отчего-то радостно воскликнул режиссер. И стал рассуждать на тему «нирваны». Того, что означает «распад». Распад молекул на составляющие их атомы. Затухание… Когда останавливается кровь... Смерть... «Посыл моего фильма в следующем: каждый живет так, как он хочет! Я знаю, что этот фильм провоцирует на резкое отношение к нему — либо сверхпозитивное, либо сверхнегативное. Это потому, что «Нирвана» — отражение моего внутреннего мира».

Надо заметить, что внутренний мир у режиссера довольно противоречивый, даже болезненный. Весь фильм — «наркосимфония». Хотя в аннотациях указано: это социальная драма, простая история о любви, дружбе, о двух девушках, живущих в одном городе.

Разумеется, для режиссера история девушек — лишь повод красиво высказаться о волнующих его вещах. И, между прочим, режиссер оказался прав, спрогнозировав полярное отношение аудитории к своей работе. Или категоричное «за», или столь же категоричное «против». Мейнстрима в этом случае не получается.

В случае с итогами фестиваля окажется сложным вопрос: почему «народ» выбрал именно эту ленту — чисто авторскую, нежели какую-нибудь «доступную» и «понятную»?

Неужели культурный уровень врачей и студентов уже сравнялся со вкусами продвинутых кинокритиков?

Здесь ответ может быть только один… «Нирвана» — при всей эстетической и моральной противоречивости — подчеркнуто красивый фильм. Даже умышленно красивый. Довольно схематичный сюжет — для режиссера дополнительная возможность устроить «карнавальную ночь» с пьянящими инъекциями.

Видимо, на эту же «иглу» подсели и зрители?

Кстати, «Нирвану» отметили и профессионалы на «Кинотавре» в Сочи: там фильм получил приз за лучший режиссерский дебют.

Впрочем, нельзя сказать, что «Нирвана» стала ярчайшим событием Севастопольского киносмотра, который был приурочен к 225-летию «города русских моряков» и 100-летию кинопроизводства на наших «теренах». Именно в Севастополе, напомню, киноателье Ханжонкова в свое время запустило один из первых игровых полнометражных фильмов «Оборона Севастополя». Так что «главное событие» на фесте — город!

Город Севастополь, который сегодня продуваем разными политветрами… И который хочет самоутвердиться не только как град боевой славы, но и некоторых художественных инициатив.

С этой целью, очевидно, и проводится упорно этот фест. Несмотря на очевидные проблемы и с финансированием, и с концепцией…

На самом деле это хорошая идея — превратить «город из белого камня» в «город искусства кино». Где еще, как не здесь? Эти набережные, незабываемая аура южного городка, а еще смешение культур и очевидное отсутствие бескультурья... Этим Севастополь выгодно отличается от некоторых иных «столиц» (даже в курортный сезон). И сейчас — на пике политических и идеологических сражений — Севастополю стоит уделять достойное «культурное» внимание со стороны соответствующих министерств и ведомств. Не словом, а делом, как говорится. Поскольку, если уж хотите утверждать приоритеты украинской культуры на этом геополигоне, то и внимание к нему должно быть серьезное. И разве нужно уж так много денег, чтобы вписать Севастопольский киносмотр — хотя бы в рамках страны — в палитру престижных киноакций, куда бы стремились и светочи десятой музы, и простые зрители?

А ведь особых спонсоров в этом году у Сева­стопольского феста, в принципе, и не было. Форум проходил лишь при поддержке городской государственной администрации, городского совета, Министерства культуры и туризма Украины, Министерства культуры РФ и управления культуры и туризма СГГА.

Да, этот фестиваль без претензий на категории «А», «Б»… Его особенность — народность. Его задача — обаять не жюри, а зрительскую аудиторию. И, кстати, члены жюри — они же зрители — признавались, что во время обсуждения фильмов дело доходило едва ли не до драк: азарт бурлил! А многие отдыхающие в Севастополе говорили, что вернулись добрые времена, когда у публики по вечерам есть приятная культурная программа — поход в кино.

Непосредственно украинское кино было представлено в Севастополе лентами «Мужская интуиция» (режиссер Оксана Байрак), «Иллюзия страха» (реж. Саша Кириенко), «Право на Надежду» (реж. Тарас Ткаченко), «Операция Че Гевара» (реж. Ахтем Сеитаблаев). Об этих картинах следует говорить отдельно...

Заметным событием кинофестиваля стал показ премьерного украинского детского фильма «Прикольная сказка» режиссера-документалиста Романа Ширмана (продюсер Елена Фетисова). Фильм прошел успешно. Юные крымчане и приезжие тепло приняли сказку на украинском языке с русскими субтитрами. Поначалу, правда, некоторые родители, узнав о том, что картина на украинском языке, даже пытались выйти из зала. Но светлая, добрая и веселая история все же не отпустила аудиторию.

(Подробнее о некоторых новых фестивальных украинских и российских картинах, которые вряд ли увидит широкий зритель, — в ближайших номерах «ЗН»).

Мнение

— На форуме хотелось представить исключительно новое кино, поэтому и не было особой цели приглашать суперзвезд, таких себе «свадебных генералов», — призналась «ЗН» Елизавета АНТОНОВА, программный директор Севастопольского кинофестиваля. — К нам приехали творцы — режиссеры, актеры, продюсеры — из числа тех, которые хотели показать именно в Севастополе свои премьерные работы. Считаю, что приглашать праздно шатающихся красавиц, за которыми бегает глянцевый журнал, совершенно неправильно. Ну а что касается подбора картин, то все они действительно премьерные, разнообразные. И, как мы увидели, весьма интересны зрителю. Причем это те ленты, которые вряд ли выйдут в широкий кинопрокат и их вряд ли когда-нибудь покажут по ТВ. Конечно, мы хотели, чтобы в Севастополь приехал Алексей Учитель с фильмом «Пленный». Но не получилось, потому что вначале режиссер был в Карловых Варах, а потом он дал согласие участвовать еще в каком-то фестивале. Но в начале сентября Учитель будет на фестивале продюсерского кино в Ялте, поэтому он обязательно приедет к нам с актерами и покажет эту картину.